Угроза кочевников способствовала появлению военно-общинной организации племён, короткий земледельческий год — организации коллективного труда, избыток свободной земли и малочисленное население — позднему возникновению прав на земельную собственность.
Занятия
Основной формой земледелия у восточных славян было подсечно-огневое земледелие (выжигали леса, выкорчёвывали пни, зола служила естественным удобрением).
Продавали (обменивали) славяне меха, кость, воск, мёд, а покупали (обменивали) оружие, стекло, ткани, пряности.
Переход к использованию железа повлёк за собой переход к пашенному земледелию (одно поле засевается, второе «под паром») и трёхполья (чередование трёх полей: одно под озимые (засеваются осенью), второе под яровые (засеваются весной), третье «под паром»).
Общественный строй
VII-VIII вв. н. э.: смена родовой общины — территориальной (соседской).
Города располагались на реках вдоль основных торговых путей и выступали торговыми и политическими центрами. Форма политической организации — племенные объединения. Глава — князь, его опора — дружина (воины, не участвующие в производительной деятельности).
Вече состояло из лично свободных общинников.
Племенные союзы:
Дреговичи: между Припятью, Западной Двиной и Днепром.
Кривичи: верховья Западной Двины, Днепра и Волги (Полоцк, Смоленск).
Радимичи: р. Сож.
Древляне: Полесье.
Поляне: р. Днепр (город Киев).
Словене: озеро Ильмень (Новгород).
Северяне: р. Десна и Сейма.
Дулебы: р. Буг.
Вятичи: р. Ока.
Верования
язычники (многобожие — политеизм) почитали культ природы, земли и предков. Боги: Сварог (огонь), Перун (гроза, молния), Велес (скотоводство).