Важнейшей задачей Витте было поощрение развития отечественной промышленности.
Реформы С. Ю. Витте
1893-1900 гг. — промышленный подъём и реформы С. Ю. Витте.
Увеличение косвенных налогов и в 1894 г. — введение монополии государства на торговлю спиртными напитками — появление дополнительного источника доходов казны.
1897 г. — денежная реформа: введение золотого обеспечения рубля — укрепление конвертируемости рубля (обмен рубля на валюту других стран).
1899 г. — освобождение ввозимого капитала от препятствий усиление притока иностранного капитала в промышленность.
Проведение протекционистской политики: 1891 г. — новый таможенный тариф: повышение пошлины на ввозимые товары — обеспечение защиты российской промышленности от иностранных конкурентов.
Поощрение развития тяжёлой индустрии и железнодорожного строительства (1891- 1905 гг. — создание Великой Сибирской (Транссибирской) железнодорожной магистрали) — почти полный отказ России от импорта (ввоза) металла; обеспечение связи крупных промышленных центров между собой и Центральной России с окраинами; рост спроса на продукцию металлургических и машиностроительных заводов
Экономический кризис
1900-1903 гг. — формирование монополий.
Усиление конкуренции (соперничества) между предприятиями.
Концентрация (сосредоточение) капитала, производства и рабочей силы на отдельных предприятиях.
Первые монополистические объединения в России приняли форму синдикатов.
Год образования |
Название синдиката |
1902 |
«Продамета», «Трубопродажа» |
1904 |
«Гвоздь», «Продуголь», «Продвагон» |
1906 |
«Кровля» |
1907 |
«Медь», «Продаруд», «Треугольник» |
В 1900-1905 гг. в России существовало более 30 разрешённых правительством синдикатов и большое число тайных, официально не зарегистрированных.
Краткая биография
Сергей Юльевич Витте (1849-1915 гг.) — российский государственный и политический деятель, дипломат, мемуарист. Почётный член Петербургской Академии наук (1893 г.), действительный тайный советник (1899 г.), граф (1905 г.).
Родился в Тифлисе в семье потомственных дворян, выходцев из Голландии. После окончания в 1870 г. физико-математического факультета Новороссийского университета (Одесса) он отказался от научно-педагогической карьеры и работал в качестве управляющего на частной Юго-Западной железной дороге.
1889-1892 гг.- директор департамента железных дорог Министерства финансов;
1892 г.- министр путей сообщения;
1892-1903 гг.- министр финансов;
1903-1904 гг.- председатель Комитета министров;
октябрь 1905 г. — январь 1906 г.- председатель Совета министров.
В последние годы жизни — член Государственного совета и председатель Комитета финансов.
Умер и похоронен в Петрограде.
Основные направления деятельности
Осуществил преобразования в экономической политике.
Выступал против активной экспансии России на Дальнем Востоке, понимая, что она может привести к столкновению с Японией.
В 1905 г. возглавлял русскую делегацию, направленную на переговоры с Японией, завершившиеся подписанием Портсмутского мирного договора, которым окончилась русско-японская война (1904-1905 гг.) за успехи проявленные на переговорах получил графский титул.
Являлся одним из авторов Манифеста 17 октября 1905г., настоял на его подписании царём.
В 1906 г. получил у французских банков заём для России, который был использован правительством для подавления революции 1905-1907 гг.
Разработал некоторые положения аграрной реформы, проведённой П. А. Столыпиным.