Grandars.ru » История » СССР »
« вернуться СССР

Культурная революция в СССР

Культурная революция в СССР — коренные изменения в духовной жизни.

«Культурная революция» — создание социалистической системы народного образования, перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии, формирование социалистической культуры, перестройка быта.

Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной

1918 г. — закрытие всех антибольшевистских изданий.

Осень 1922 г.- высылка из России 150 крупнейших учёных, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевиков (эту высылку называют «философский пароход»).

Антицерковная пропаганда: 1925 г. — учреждение «Союза воинствующих безбожников» (существовал до 1947 г.) цель: борьба с религией, закрытие и разрушение церквей.

1922 г. — создание Главного управления по делам литературы и издательств (Главлит) — главного органа советской цензуры (существовал до 1991 г.).

Организация сети рабочих клубов, изб-читален, библиотек, обязанных (с 1924 г.) пропагандировать «основы ленинизма».

1938 г.- выход «Краткого курса истории ВКП(б)» — обязательного ориентира в толковании истории и в общественно-политических исследованиях.

Создание социалистической системы образования; обеспечение всеобщего начального образования

Ликвидация неграмотности населения:

  • 1919 г.- декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России» (от 8 до 50 лет);
  • 1920 г.- создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности;
  • 1923 г.- учреждение Общества «Долой неграмотность»;
  • организация пунктов ликвидации безграмотности — ликбезы и рабочих факультетов — рабфаки, готовивших молодёжь к поступлению в вузы.
  • Середина 1930-х гг.- ликвидация неграмотности населения в возрасте от 8 до 50 лет.

Перестройка системы образования:

  • национализация учебных заведений;
  • ликвидация сословной системы образования;
  • установление новых принципов школьного образования → возникновение единой советской трудовой школы двух ступеней: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодёжи, школа II ступени (5-9 классы); общедоступность образования; бесплатность обучения; совместное обучение мальчиков и девочек; обучение на родном языке.
  • 1921 г. — создание школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих подростков с профессиональной установкой, с сохранением общеобразовательных знаний в объёме 7-летней школы;
  • распространение образования без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. п.);
  • 1930 г.- введение обязательного 4-летнего образования (повсеместно), 7-летнего (для городов и промышленных районов);
  • середина 1930-х гг.- установление строгого внутреннего распорядка в учреждениях народного образования: единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.;
  • организация учебных заведений для подготовки советских и партийных кадров (коммунистические университеты);
  • упразднение автономии вузов;
  • рост числа вузов (к началу 1940-х гг. в СССР насчитывалось более 4,5 тыс. вузов).
Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве «Социалистический реализм» — официальный творческий метод, сложившийся в советской культуре в 1920-1930-е гг. Писатели и художники, использовавшие этот метод, выполняя идеологический заказ, изображали в своих произведениях действительность такой, какой она должна быть в соответствии с социалистическим идеалом.

1920-е гг.

Деятельность Пролеткульта — культурно-просветительской и литературно-художественной организации → цель: формирование пролетарской культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата.

Обилие литературных группировок и художественных студий: Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) (А.С. Серафимович, А.А. Фадеев и др.); Левый фронт (ЛЕФ) (В.В. Маяковский, Н. Асеев и др.), Серапионовы братья (М.М. Зощенко, В.А. Каверин, К.А. Федин), «Перевал» (Э.Г. Багрицкий, А.Г. Малыш- кин и др.)

Соперничество в живописи реалистического и модернистского направлений.

Развитие отечественного кинематографа, скульптуры и архитектуры.

Развитие средств массовой информации.

Борьба за утверждение новой повседневной культуры советских писателей (1934 г.), композиторов, художников, архитекторов и др.

1930-е гг.

Усиление партийно-государственного руководства литературой и искусством.

Контроль за деятельностью художественной интеллигенции через творческие союзы объединение деятелей культуры в профессиональные союзы:

Провозглашение социалистического реализма единственным художественным методом литературы и искусства.

Борьба с так называемым формализмом в музыке, живописи, театральном искусстве: требование создания образа положительного героя, решения воспитательных задач средствами искусства.

Репрессии против инакомыслящих деятелей литературы и искусства:

  • запрещение постановки пьес М.А. Булгакова «Багровый остров», «Мольер», оперы Д.Д. Шостаковича «Катерина Измайлова»;
  • расстрел актёра и режиссёра В. Э. Мейерхольда;
  • 1932 г. — последняя в СССР выставка художников-авангардистов К. С. Малевича, П. Н. Филонова и др.;
  • репрессировано около 1000 идейно чуждых писателей (Н.А. Клюев, П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и др.)
Демократизация культуры под лозунгами «Культуру — в массы!», «Искусство принадлежит народу!»

Создание системы культурно-просветительных учреждений: клубы, Дома культуры, библиотеки, музеи.

1930-е гг. оставили великолепные портреты кисти М.В. Нестерова, П.П. Кончаловского, П.Д. Корина, скульптурную группу «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной, созданную для павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже.

Крупнейшими событиями музыкального искусства явились произведения С.С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А.И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д.Д. Шостаковича, песни И.О. Дунаевского, А.В. Александрова, В.П. Соловьёва-Седова.

Значительный шаг в своём развитии сделала кинематография: первый звуковой советский фильм «Путёвка в жизнь» (1931 г., реж. Н. И. Экк), фильмы «Чапаев» (реж. Г.Н. и С.Д. Васильевы), «Александр Невский» (реж. С.М. Эйзенштейн), «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» (реж. Г.В. Александров) создание фильмов, проникнутых оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне.

Огромной популярностью пользовались артисты эстрады В.А. Козин, Л.О. Утёсов

Результаты

Идеологизация духовной жизни, насильственное внедрение партийных норм понимания культуры, идеологическая изоляция страны.

Ликвидация неграмотности населения.

Создание единой системы образования, его идеологическая направленность.

Формирование новой, советской интеллигенции: научной, инженерно-технической, художественной.

Значительные достижения в области литературы и искусства.

Унификация духовной жизни, ликвидация всего, что не несёт «идеологической нагрузки».

Использование крупнейших достижений фундаментальной науки прежде всего в интересах ВПК, идеологизация научных исследований.