Летописи
Летописание — составление летописей — рукописных произведений, в которых повествование ведётся по годам, «из лета в лето»
Местные летописи включают списки «Повести временных лет» (начало XII в.), подчёркивая связь с Древнерусским государством и свою независимость.
XIV в.- начало Московского летописания, последовательно проводившего идеи общерусского единства, исторической роли Москвы в государственно-политическом объединении Руси:
- Летописец великий русский (XIV в.);
- Троицкая летопись (1408 г.);
- свод митрополита Киприана (начало XV в.), свод митрополита Фотия.
XVI-XVII вв.- общерусское летописание:
- Воскресенская, Никоновская летописи (30-40-е гг. XVI в.);
- Лицевой летописный свод (соединение в единое целое летописных записей, актов, повестей, жития святых и др.) (Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр) (60-е гг. XVI в.) — с древнейших времён до Ивана IV;
- «Новый летописец» (30-е гг. XVII в.), посвящённый событиям Смутного времени (с конца царствования Ивана Грозного до 1619 г.);
- Сибирские летописи (XVII в.)
Московский Кремль
Кремль (до XIV в. детинец, кром) — центральная часть Древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями; комплекс оборонительных сооружений, церквей и дворцов.
Расположение
на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы
Укрепления
1367 г.- возведены стены и башни из белого камня, 1485-1495 гг.- из кирпича
Постройки
Успенский собор (1475-1479 гг., архитектор: Аристотель Фиораванти).
Церковь Ризположения (1484-1486 гг., архитекторы: русские мастера).
Благовещенский собор (1484-1489 гг., архитекторы: русские мастера) — домовая церковь московских государей.
Грановитая палата для приёма иностранных послов (1487-1491 гг., архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Со- лари).
Архангельский собор (1505-1508 гг., архитектор: Алевиз Новый) — усыпальница русских князей и царей.
Храм-колокольня Ивана Великого (1505-1508 гг. архитектор: Бон Фрязин, верх здания достроен в 1600 г.).
Теремной дворец (1635-1636 гг., архитекторы: Бажен Огурцов и Трефил Шарутин)
Андрей Рублёв (ок. 1360 г. — ок. 1430 г.) — русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Ученик Феофана Грека. Скончался и похоронен в Андрониковом монастыре в Москве.
Его творчество вдохновлено:
- победой на Куликовом поле;
- экономическим подъёмом Московской Руси;
- ростом национального самосознания русского народа
Особенность произведений
Отличались глубокой человечностью и возвышенной одухотворённостью образов, идеей согласия и гармонии, совершенством художественной формы. Отказ от суровости и аскетизма, присущих византийской живописи
Произведения
Икона «Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сер- гиева монастыря (1408-1425 гг.) — вершина творчества А. Рублёва. На иконе — библейский рассказ о том, как к жившему согласно христианским предписаниям Аврааму пришёл сам Бог в образе трёх путников. Считается, что это воплощение триединого Бога: слева — Бог Отец, в центре — готовый к жертве во имя людей Иисус Христос, справа — Святой Дух. Фигуры вписаны художником в круг — символ вечности. На иконе видны миротворение, любовь, милосердие, просветление, которые были характерны для русского самосознания.
Росписи и иконы: Благовещенского собора Московского Кремля (1405 г.), Успенского собора во Владимире (1408 г.), Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (1425-1427 гг.), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е гг.)
Положено начало укреплению общерусского стиля живописи, получившего наибольшее распространение в XVI и XVII вв.
Книгопечатание
Способствовало развитию просвещения
Цель
Распространение единообразных церковных книг укрепление авторитета религии и церковной организации
Её реализация
1563 г.- учреждение по приказу Ивана IV государственной типографии в Москве, которую возглавили бывший дьякон одной из кремлёвских церквей Иван Фёдоров (ок. 1510-1583 гг.) (известен не только как основатель книгопечатания в России и в Украине, но и как пушечный мастер, а также как изобретатель многоствольной мортиры — артиллерийского орудия с коротким стволом) и его помощник Пётр Мстиславец.
1 марта 1564 г.- выход в свет первой русской датированной печатной книги «Апостол».
1565 г.- издание печатной книги «Часослов».
1566 г.- печатники выехали в Украину, где продолжали свою деятельность вначале в Заблудове, а потом во Львове и Остроге:
- 1574 г.- издание первой славянской «Азбуки»;
- 1580-1581 гг.- издание первой полной славянской Библии («Ос- трожская библия»)