Административная реформа
Время проведения: 1699-1721 гг.
Цели реформы:
- максимальная централизация управление и усиление личной власть монарха;
- совершенствование центральной системы власти;
- совершенствование системы местной власти, подчинение её центральным органам власти.
Содержание реформы
Реформа центральных органов власти- 1699 г.- создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров).
- 1711- вместо Боярской думы создан ПравительствующийСенат- высший законодательной, судебный и исполнительный власти. В него входили 9 человек + генерал-прокурор.
- Создание органов контроля — прокуратуры и института фискалов. Их функции — контроль за деятельностью Сената, коллегий, местной администрации.
- 1717-1721 г.- создание коллегий вместо многочисленных 44 приказов.
- Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.
- 1720 г.- принятие Генерального регламента — устава государственной гражданской службы в России. Он утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти
- Силовые (Военная, Морская, Иностранных дел)
- Финансовые (Камер-коллегия, Штатс -коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия)
- Экономические (Берг-коллегия, Мунуфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Главный магистрат).
- Строились на принципах коллегиальности.
- Чётко разграничивались их полномочия.
- Жёстко регламентировалась деятельность.
Губернская реформа
1708-1714 г.
- 1708-1710 — первая областная реформа: деление страны на 8 губерний, власть губернатора — полная. Создание двухзвенной системы: губерния — уезд.
- 1719 — вторая областная реформа, создание трёхзвенной системы: губерния-провинция-уезд. (Причина: слишком огромные территории губерний, невозможность контроля за деятельностью губернаторов). Провинций было 50, во главе- воевода
Разделение России на 8 губерний (к 1714 г.- 11): Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую.
Во главе — губернатор, ведавший войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавший всей полнотой административной и судебной власти.
К каждой губернии были приписаны военные части.
1719-1721 г. — губернии были поделены на 50 провинций, во главе- воевода.
Провинции делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами.
Пётр 1 — император
1721 г.- принятие Петром I императорского титула.
Табель о рангах
1722 — принятие Табели о рангах — документа, определяющего соответствие чинов гражданской и военной службы.
Все государственные служащие были разделены по чинам на группы:
военные
штатские
придворные
Всего было 14 классов (чинов, рангов) для гражданских служащих и военных.
Потомственным дворянином мог стать чиновник, получивший 8 класс по штатской службе.
Значение:
- появился новый принцип занятия должностей не по знатности рода, а по личным способностям и уровню образования;
- дворянство превратилось в открытое сословие, которое стало пополняться за счёт наиболее талантливых представителей других сословий.
1714 — «Указ о единонаследии».
Все земли предавались по наследству лишь одному из сыновей (чаще- старшему). Остальные должны были служить.
Местное самоуправление
- Цель: переложить на органы местного управления расходы по сборы налогов, наладить строгий контроль за доходами.
- 1699 г.- городская реформа: создание выборной Бурмистерской палаты (Ратуши), ей подчинялись земские избы. Занималась сбором налогов и пошлин (вместо воевод).
- 1720 г.- создание Главного Магистрата, города длились на разряды, а жители — на категории и гильдии. Магистрат подчинён Сенату.
Итоги реформы
- Усиление царской власти. Установление абсолютной монархии.
- Совершенствование системы государственного управления, повышение работоспособности органов государственной власти.
- Совершенствование системы исполнительной власти.
- Увеличение бюрократического аппарата.
- Появление талантливых людей в системе власти, возможности продвижения по службе по личным качествам, не зависимо от происхождения.
- Развитие местного самоуправления с последующей централизация власти. Органы местного самоуправления теряли влияние