Российская Империя

Государственно-административные реформы Петра I

Grandars История Российская Империя

Административная реформа

Время проведения: 1699-1721 гг.

Цели реформы:

  1. максимальная централизация управление и усиление личной власть монарха;
  2. совершенствование центральной системы власти;
  3. совершенствование системы местной власти, подчинение её центральным органам власти.

Содержание реформы

Реформа центральных органов власти
  • 1699 г.- создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров).
    • 1711- вместо Боярской думы создан ПравительствующийСенат- высший законодательной, судебный и исполнительный власти. В него входили 9 человек + генерал-прокурор.
    • Создание органов контроля — прокуратуры и института фискалов. Их функции — контроль за деятельностью Сената, коллегий, местной администрации.
Создание коллегий
  • 1717-1721 г.- создание коллегий вместо многочисленных 44 приказов.
  • Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.
  • 1720 г.- принятие Генерального регламента — устава государственной гражданской службы в России. Он утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти
Три блока коллегий
  • Силовые (Военная, Морская, Иностранных дел)
  • Финансовые (Камер-коллегия, Штатс -коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия)
  • Экономические (Берг-коллегия, Мунуфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Главный магистрат).
Отличие коллегий от приказов
  • Строились на принципах коллегиальности.
  • Чётко разграничивались их полномочия.
  • Жёстко регламентировалась деятельность.

Губернская реформа

1708-1714 г.

  • 1708-1710 — первая областная реформа: деление страны на 8 губерний, власть губернатора — полная. Создание двухзвенной системы: губерния — уезд.
  • 1719 — вторая областная реформа, создание трёхзвенной системы: губерния-провинция-уезд. (Причина: слишком огромные территории губерний, невозможность контроля за деятельностью губернаторов). Провинций было 50, во главе- воевода

Разделение России на 8 губерний (к 1714 г.- 11): Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую.

Во главе — губернатор, ведавший войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавший всей полнотой административной и судебной власти.

К каждой губернии были приписаны военные части.

1719-1721 г. — губернии были поделены на 50 провинций, во главе- воевода.

Провинции делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами.

Пётр 1 — император

1721 г.- принятие Петром I императорского титула.

Табель о рангах

1722 — принятие Табели о рангах — документа, определяющего соответствие чинов гражданской и военной службы.

Все государственные служащие были разделены по чинам на группы:

военные

штатские

придворные

Всего было 14 классов (чинов, рангов) для гражданских служащих и военных.

Потомственным дворянином мог стать чиновник, получивший 8 класс по штатской службе.

Значение:

  • появился новый принцип занятия должностей не по знатности рода, а по личным способностям и уровню образования;
  • дворянство превратилось в открытое сословие, которое стало пополняться за счёт наиболее талантливых представителей других сословий.

1714 — «Указ о единонаследии».

Все земли предавались по наследству лишь одному из сыновей (чаще- старшему). Остальные должны были служить.

Местное самоуправление

  1. Цель: переложить на органы местного управления расходы по сборы налогов, наладить строгий контроль за доходами.
  • 1699 г.- городская реформа: создание выборной Бурмистерской палаты (Ратуши), ей подчинялись земские избы. Занималась сбором налогов и пошлин (вместо воевод).
  • 1720 г.- создание Главного Магистрата, города длились на разряды, а жители — на категории и гильдии. Магистрат подчинён Сенату.

Итоги реформы

  1. Усиление царской власти. Установление абсолютной монархии.
  2. Совершенствование системы государственного управления, повышение работоспособности органов государственной власти.
  3. Совершенствование системы исполнительной власти.
  4. Увеличение бюрократического аппарата.
  5. Появление талантливых людей в системе власти, возможности продвижения по службе по личным качествам, не зависимо от происхождения.
  6. Развитие местного самоуправления с последующей централизация власти. Органы местного самоуправления теряли влияние
0.189 сек.