Железнодорожный транспорт

Трубопроводный транспорт

В 1990-е годы на первое место в стране по грузообороту (около 50% общего грузооборота в 2005 г.) вышел трубопроводный транспорт. Этот вид перевозит немного грузов (10%), но на большие расстояния — в среднем более 2000 км. Быстрому росту значения этого вида транспорта способствовало то, что в России он имеет минимальную себестоимость перевозки грузов. Недостатком является специализированность — он перевозит только газ, нефть и нефтепродукты. Первые нефтепроводы появились на территории России еще в начале XX в. на Северном Кавказе. Первый магистральный газопровод был построен в 1946 г. между Саратовом и Москвой. В настоящее время общая протяженность газопроводов составляет 153 тыс. км, нефтепроводов — 46 тыс. км, продуктопроводов — 15 тыс. км. По протяженности трубопроводов Россия занимает второе место в мире после США.

Железнодорожный транспорт

С конца XIX в. до 90-х годов XX в. первое место по грузообороту в России занимал железнодорожный транспорт. На этот вид транспорта приходится около 40% суммарного грузооборота. Масса перевозимых грузов примерно такая же, как и у трубопроводов (около 10% общей), но среднее расстояние перевозок меньше — около 1500 км. Железнодорожный транспорт по-прежнему является главным перевозчиком массовых грузов на большие расстояния. Главными грузами являются уголь, минерально-строительные материалы, нефть и нефтепродукты, руды, черные металлы, лес и зерно. Достоинством является сравнительно низкая себестоимость перевозок, чему способствует значительная доля электрифицированных железных дорог (1/4 общей протяженности). Больше половины грузовых перевозок страны сконцентрировано на главных магистралях (около 1/6 всей протяженности), самой грузонапряженной из которых является Транссибирская магистраль между Омском и Новосибирском. Велика роль железнодорожного транспорта и в пассажирских перевозках. На него приходится около 2/3 пас- сажирооборота в дальнем и пригородном сообщении. Среднее расстояние перевозок пассажиров в дальнем (междугородном) сообщении составляет 700 км. Наиболее загруженными являются магистрали, идущие от Москвы на восток (на Урал и в Поволжье), юг (на Северный Кавказ) и на северо-запад (в Санкт-Петербург). Пригородное сообщение наиболее развито в окрестностях крупнейших городов страны, особенно Москвы и Санкт- Петербурга.

Первая железная дорога на территории России была построена в 1837 г. Это был пригородный участок, соединивший Санкт-Петербург с Павловском и не имевший хозяйственного значения. Первая магистраль была сооружена в 1851 г. между Санкт-Петербургом и Москвой. После этого началось интенсивное строительство, заложившее основу современной железнодорожной сети России. В 1916 г. было закончено строительство самой протяженной в мире Транссибирской магистрали (Транссиб), которое началось в 1892 г. от Челябинска. Эта дорога прошла через Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу и Хабаровск, закончившись во Владивостоке.

В советский период новые магистрали строились в основном в восточных районах страны. В 1930-е годы была построена Туркестано-Сибирская магистраль (Турксиб), связавшая юг Западной Сибири (Новосибирск, Барнаул) со Средней Азией. В 1950-е и 1960-е годы для разгрузки Транссиба были построены Среднесибирская (Челябинск — Кустанай — Кокчетав — Барнаул) и Южносибирская (Магнитогорск — Астана — Павлодар — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет на Транссибе) магистрали. Большая часть этих дорог в настоящее время проходит по территории Казахстана. В 1970-е и 1980-е годы развернулось строительство дороги к нефтяным и газовым месторождениям Западной Сибири (Тюмень — Сургут — Нижневартовск — Новый Уренгой — Ямбург) и Байкало- Амурской магистрали — БАМа (Тайшет — Братск — Усть-Кут — Северобайкальск — Тында — Комсомольск- на-Амуре — Ванино), открывшей второй железнодорожный выход к Тихому океану и прошедшей по богатым природными ресурсами районам. В европейской части страны значительные новые магистрали были построены лишь в годы Великой Отечественной войны. Это Печорская магистраль, построенная для освоения одноименного угольного бассейна: Коноша (на линии Вологда — Архангельск) — Котлас — Ухта — Воркута — Лабытнанги, и Приволжская магистраль для дублирования перевозок по Волге, невозможных в зимний период: Свияжск (около Казани) — Ульяновск — Сызрань — Саратов — Иловля (около Волгограда).

Общая протяженность железнодорожных путей России составляет в настоящее время 148 тыс. км. Это второе место в мире после США. При этом густота железных дорог низкая — в 10 раз меньше, чем в странах Западной Европы. Довольно густая радиально-кольцевая сеть дорог в европейской части к востоку от Урала сменяется немногими широтными магистралями. В северных частях Восточной Сибири и Дальнего Востока железные дороги отсутствуют (за исключением небольшого изолированного участка около Норильска).

Автомобильный транспорт

Главным достоинством автомобильного транспорта является его мобильность, возможность доставки грузов и пассажиров без дополнительных перегрузок и пересадок. В то же время этот вид транспорта с высокой себестоимостью перевозок грузов. Поэтому его значение в грузообороте невелико — около 1% суммарного. Но этот вид транспорта перевозит до 80% общей массы грузов. Большое несоответствие между долями в массе и грузообороте вызвано самым коротким средним расстоянием перевозки — около 20 км. Это перевозки в основном в городах и ближайшей пригородной зоне. Дорогие или скоропортящиеся грузы могут перевозиться большегрузными автомобилями и на большие расстояния, в том числе из других государств.

Автомобильный транспорт занимает первое место среди других видов по пассажирообороту. Достигается это за счет массовых внутригородских перевозок автобусами, которые имеются в большинстве городов страны и некоторых крупных поселках городского типа. Автобусы обеспечивают более половины городского пассажирообо- рота. В пригородном сообщении на автомобильный транспорт приходится около 40% пассажирооборота, а в дальнем (междугородном) — около 10%. В последние годы быстро растут перевозки личными автомобилями.

Первая шоссейная дорога была проложена в России между Москвой и Санкт-Петербургом еще в 1834 г. Но интенсивное автодорожное строительство началось только с 60-х годов XX в. К началу XXI в. общая протяженность автодорог с твердым покрытием достигла 750 тыс. км. Но большинство дорог имеют плохое качество. Почти совсем отсутствуют дороги высшего класса — автострады, по которым в развитых странах перевозится большая часть грузов и пассажиров. В северо-восточной части России основной тип дорог — зимники, которые действуют только в холодный сезон. Крайне недостаточна и густота сети — она на порядок ниже, чем в развитых государствах мира.