
Морской транспорт
Преимущества и недостаткиСостав морского флота РФМорской транспорт — это один из самых дешёвых видов транспорта. Для морских судов характерна огромная грузоподъёмность и движение в основном по прямолинейным трассам.
Но строительство кораблей и портов требует значительных затрат. Также возможность использования морского транспорта огромное влияние оказывают природные и погодные условия (глубина дна, штормы, ледовитость и т. д.).
- Рыболовные суда 32%
- Специальные суда (ледоколы, буксиры) 28%
- Сухогрузы 23%
- Наливные суда 15%
- Пассажирские и грузопассажирские суда 2%
У Российской Федерации крупнейший в мире атомный флот, большинство кораблей — атомные ледоколы.
Речной транспорт
Общая протяжённость российских судоходных речных путей составляет более 100 тыс. км.
Преимущества и недостаткиК плюсам речного транспорта относятся низкая себестоимость перевозок, большая единичная грузоподъёмность, почти безграничная пропускная способность.
Возможность использования речного транспорта затрудняется природными условиями. Зимой большинство рек замерзает, а поэтому период навигации в России не очень продолжительный. Ещё одной проблемой является меридиональное направление рек, в то время как основные грузовые потоки идут в широтном направлении.
Огромную роль речной транспорт играет для регионов Крайнего Севера, где протекают крупные судоходные реки и практически нет других путей сообщения.
С помощью рек выгоднее всего транспортировать объёмные грузы, которые не требуют быстрой доставки. К ним относятся зерновые, нефть и нефтепродукты, лес, строительные материалы.
В большинстве по судоходным рекам в Российской Федерации доставляются:
- минерально-строительные материалы (песок, щебень и др., свыше 75 % всего грузов);
- сезонные грузы (зерно, овощи, бахчевые).
Огромное значение речной транспорт имеет и в развитии туризма.
Судоходные реки РФ
Самым главным бассейном является Волго-Камский (2/3 речного грузооборота). К нему тяготеет наиболее экономически развитая часть нашей страны. Этот бассейн является основой Единой глубоководной системы европейской части России.
При помощи каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского и Волго-Донского) эта система связывает 5 морей, которые омывают Европейскую Россию. Система работает как на внутренние перевозки, так и на международные при использовании особых типов судов — река-море.
1/7 речного грузооборота приходится на Обь-Иртышский бассейн.
