География России

Морской и речной транспорт России

Grandars География География России

Морской транспорт

Преимущества и недостатки

Морской транспорт — это один из самых дешёвых видов транспорта. Для морских судов характерна огромная грузоподъёмность и движение в основном по прямолинейным трассам.

Но строительство кораблей и портов требует значительных затрат. Также возможность использования морского транспорта огромное влияние оказывают природные и погодные условия (глубина дна, штормы, ледовитость и т. д.).

Состав морского флота РФ
  • Рыболовные суда 32%
  • Специальные суда (ледоколы, буксиры) 28%
  • Сухогрузы 23%
  • Наливные суда 15%
  • Пассажирские и грузопассажирские суда 2%

У Российской Федерации крупнейший в мире атомный флот, большинство кораблей — атомные ледоколы.

Речной транспорт

Общая протяжённость российских судоходных речных путей составляет более 100 тыс. км.

Преимущества и недостатки

К плюсам речного транспорта относятся низкая себестоимость перевозок, большая единичная грузоподъёмность, почти безграничная пропускная способность.

Возможность использования речного транспорта затрудняется природными условиями. Зимой большинство рек замерзает, а поэтому период навигации в России не очень продолжительный. Ещё одной проблемой является меридиональное направление рек, в то время как основные грузовые потоки идут в широтном направлении.

Огромную роль речной транспорт играет для регионов Крайнего Севера, где протекают крупные судоходные реки и практически нет других путей сообщения.

С помощью рек выгоднее всего транспортировать объёмные грузы, которые не требуют быстрой доставки. К ним относятся зерновые, нефть и нефтепродукты, лес, строительные материалы.

В большинстве по судоходным рекам в Российской Федерации доставляются:

  • минерально-строительные материалы (песок, щебень и др., свыше 75 % всего грузов);
  • сезонные грузы (зерно, овощи, бахчевые).

Огромное значение речной транспорт имеет и в развитии туризма.

Судоходные реки РФ

Самым главным бассейном является Волго-Камский (2/3 речного грузооборота). К нему тяготеет наиболее экономически развитая часть нашей страны. Этот бассейн является основой Единой глубоководной системы европейской части России.

При помощи каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского и Волго-Донского) эта система связывает 5 морей, которые омывают Европейскую Россию. Система работает как на внутренние перевозки, так и на международные при использовании особых типов судов — река-море.

1/7 речного грузооборота приходится на Обь-Иртышский бассейн.

0.113 сек.