Уральский экономический район

Grandars География Экономическая география

Территория

Площадь: 823,3 тыс. км²

Население

На 2018 г. составляет около 20 млн. человек

Размещено население неравномерно, национальный состав населения неоднороден (русские, украинцы, башкиры и удмурты).

Плотность: 22,88 чел/км²

Доля городского населения: 73 %

Города-миллионеры: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь

Трудовые ресурсы Уральского экономического района отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В районе преобладает население, занятое в промышленности, хотя последние годы этот показатель снижается и увеличивается доля занятых в сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, непроизводственной сфере.

Состав

7 субъектов Федерации. Башкортостан, Курганская область, Оренбургская область, Пермский край, Свердловская область, Удмуртия, Челябинская область

Особенности

Через Урал проходят транспортные магистрали, пересекающие всю территорию России от западных границ до Тихого океана.

Восточная часть Уральского экономического района считается зоной экологического бедствия — шесть городов занесены в «черную» экологическую книгу России: Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил, Магнитогорск, Каменск- Уральский, Челябинск.

Урал — «кладовая» полезных ископаемых (месторождения медных и других руд приурочены к магматическим породам, месторождения асбеста, мрамора, талька, самоцветов, железные руды).

Природа и климат

Уральские горы — ось территории района, они вытянуты в меридиональном направлении.

Высоты Среднего Урала составляют 600-800 м. В северной части Урала расположена его самая высокая точка — гора Народная (1894 м). Главная река района — Кама — приток Волги.

Климат разных частей Урала неодинаков.

Леса покрывают Уральские горы почти на всем протяжении.

Отрасли экономики

На Урале добывают медь, никель, магний, бокситы, комплексные руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Медные руды содержат цинк, золото, серебро.

Особенность уральской промышленности — это взаимосвязь разных производств. Черная и цветная металлургия создают базу для машиностроения. Машиностроение обеспечивает оборудованием горную, химическую и металлургическую отрасли.

Первой по значению и старейшей отраслью специализации является черная металлургия.

Цветная металлургия района имеет республиканское значение.

Нефтеперерабатывающая промышленность — это основа для химии полимеров.

На химических заводах производят соду, калийные и азотные удобрения.

Транспортное машиностроение представлено предприятиями в Нижнем Тагиле и Усть-Катаве (вагоностроительные заводы), в Миассе и Ижевске (автомобильные заводы). Трудоемкое машиностроение (станкостроение и приборостроение) сосредоточено в городах Екатеринбург, Пермь, Челябинск.

В районе развито сельскохозяйственное машиностроение (Курган) и тракторостроение (Челябинск).

Создана современная деревообрабатывающая промышленность.

Условия для ведения сельского хозяйства неодинаковы и зависят от климатических условий и рельефа местности.

Большое значение для Урала имеет нефтедобывающая промышленность, созданная в Башкирии, Пермской и Оренбургской областях и Удмуртии.

Угольная промышленность имеет локальное значение. Добывают бурый уголь и каменный уголь.

Транспорт

Транспорт района имеет исключительно большое значение, учитывая транзитное положение Урала. Территория района покрыта густой сетью железных и автомобильных дорог, линиями электропередачи и трубопроводами.

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с восточными районами.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дороге твердым покрытием.

В структуре вывоза из Уральского экономического района преобладает продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; ввоза — товары легкой, пищевой промышленности, медикаменты, руды и концентраты.

0.043 сек.