География туризма

Туристский центр — это территория, располагающая туристскими ресурсами и соответствующей инфраструктурой (транспортные пути, гостиницы, рестораны, развлечения, урбанизация и т.п.) для обслуживания значительных туристских контингентов.

В туризме различают два типа географического места, которые по-разному генерируют туристскую деятельность, — отправляющие и принимающие центры.

Отправляющий центр — такой географический объект, который аккумулирует поток туристов и направляет их в другой туристский центр, имеющий ресурсы и предложение.

Такой центр и формируется в развитом индустриальном или постиндустриальном обществе с высоким уровнем жизни, экономика региона выпускает разнообразные по ассортименту потребительские товары в значительных объемах, население имеет свободное время и возможность удовлетворения потребностей.

Принимающий центр — это географический объект, принимающий и обслуживающий значительные туристские потоки.

Такой центр формируется в индустриально развитом обществе с богатыми природными ресурсами и развитой инфраструктурой или в развивающихся странах, которые располагают рекреационными ресурсами и в которых туризм является источником доходов и соответственно экономического развития.

По функциональной структуре туристские центры можно классифицировать следующим образом:

  • климатические центры, предлагающие солнечные ванны, — холодные пляжи (Северное, Балтийское моря) и жаркие пляжи (Средиземное, Карибское моря);
  • бальнеологические — с минеральными источниками;
  • природные — с национальными парками, нетронутой природой;
  • спортивные — для традиционных видов спорта (плавание, зимние виды, гольф) и центры спорта и приключений (сафари, рыбалка, Олимпийские игры);
  • исторические, располагающие архитектурными памятниками (египетские пирамиды, музеи Лувр, Эрмитаж);
  • религиозные, отражающие различные религиозные события и являющиеся символами веры (Иерусалим, Мекка, Лурд);
  • фольклорные, основанные на национальном искусстве, праздниках, ярмарках, музыке;
  • культурные, предлагающие посещение выставок, концертов, сезоны оперы, театра, кино, конференции, съезды;
  • деловые и торговые, предлагающие посещение ярмарок, различных выставок, организацию деловых встреч;
  • центры конгрессов, семинаров, симпозиумов, предлагающие проведение этих научных и политических форумов;
  • центры развлечений — зоологические парки, казино, парки аттракционов и др.

Классификация туристских центров и территорий производится на основании данных о суммарных посещениях туристов и поступлении денежных средств (за один день в долл. США):

  • первая группа территорий (20-50 млн туристов) — Западная и Южная Европа (размер денежных затрат от 250 до 500 долл. одним туристом в день) и США (500- 1000 долл.);
  • вторая группа территорий (10-20 млн туристов) — Восточная Европа, Канада (250-500 долл.);
  • третья группа территорий (5-10 млн туристов) — Мексика (500-1000 долл.), Ближний Восток (500-1000 долл.), Китай (100-250 долл.);
  • четвертая группа территорий (1-5 млн туристов) — Карибское море (500-1000 долл.), Индия (500-1000 долл.), Юго- Восточная Азия (250-500 долл.).

За последние 10 лет возникли новые туристские центры и территории в Карибском море, на архипелагах в Индийском океане, в Китае, Юго-Восточной Азии.

0.088 сек.