Научный и научно-технический потенциал

Понятие научно-технического потенциала

Научно-технический потенциал государства (промышленности, отдельной отрасли) можно представить как совокупность научно-технических возможностей, характеризующих уровень развития данного государства как субъекта мирового хозяйства и зависящих от количества и качества ресурсов, определяющих эти возможности, а также от наличия фонда идеи и разработок, подготовленных к практическому использованию (внедрению в производство).

В процессе практического освоения нововведений происходит материализация научно-технического потенциала. Участие любого научного исследования в создании общественно полезной потребительной стоимости выражается в том, что результатом его является такая научная или техническая информация, которая, воплощаясь в различные технические, технологические или какие-либо другие новшества, превращается в один из необходимых факторов для развития производства. Однако было бы, очевидно, ошибочным рассматривать научно-техническое творчество и его связь с производством лишь как процесс поставки необходимой для производственной деятельности информации. Научные исследования, особенно в области естественных и технических наук, все более превращаются в непосредственную составную часть процесса материального производства, а прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки практически можно считать неотъемлемой составной частью этого процесса.

Наука представляет собой сложную и весьма трудно поддающуюся каким-либо измерениям систему, воплощающую в себе результаты интеллектуальной деятельности людей, упорядоченный комплекс их идей, знаний и опыта. Вследствие этого исследование результатов научно-технической деятельности сопряжено с рядом трудностей.

В качестве основных, ключевых составляющих научно-технического потенциала, определяющих его состояние и тенденции дальнейшего развития, несомненно, должны быть прежде всего выделены обеспеченность страны научно-техническими кадрами и материально-техническое обеспечение научно-исследовательской деятельности. К основным «качественным» составляющим следует отнести:

  • организацию системы управления наукой;
  • обеспеченность научно-технической информацией;
  • основные направления научных исследований.

Научный потенциал России

Научный потенциал народного хозяйства представляет собой сеть научных организаций (научно-исследовательских, конструкторских, проектных институтов, а также исследовательских подразделений вузов), функционирующих в целях производства, распространения и внедрения в практику научных знаний, реализации научно-технической политики.

Россия располагает достаточно крупным научным потенциалом. В научных, конструкторских, проектных организациях занято примерно 800 тыс. человек, в том числе почти 104 тыс. докторов и кандидатов наук. В сфере науки трудится 1,2% всех занятых в экономике.

Сегодня в России работает менее 1/10 всех ученых и инженеров-разработчиков мира, тогда как в США — 1/4. Однако фактическое десятикратное сокращение расходов на науку (до менее 1% ВВП) и на образование наряду с отсутствием навыков торговли научной продукцией постепенно лишают Россию главного источника современного экономического роста — интеллектуального потенциала. Доля России в мировых рынках высокотехнологичной продукции оценивается в 0,5% (США — 40), хотя по объективным критериям отечественное машиностроение и сегодня еще сохраняет передовые позиции в мире по макротехнологиям, часто уникальным, прежде всего в авиастроении, космической отрасли, сверхпроводниковых и лазерных технологиях, судостроении и энергетическом машиностроении. Недостаточное финансирование вынуждает выполнять научные заказы иностранных компаний, работать по грантам. Российская наука по крайне низкой цене продает научные открытия и современные технологии.

Так, США ежегодно продают права на интеллектуальную собственность более чем на 30 млрд. долл. Это уже сейчас существенно больше, чем доход России от нефтяного экспорта. Мировая экономика основывается на использовании 45-50 макротехнологий, в 10-15 из которых Россия может стать лидером.

В России продолжаются негативные изменения в кадровом потенциале науки. За период 1991-2007 гг. численность занятых в науке сократилась в 3,5 раза и, по прогнозам, после реструктуризации многих институтов численность занятых может уменьшиться до 210-230 тыс. чел. Количество специалистов с ученой степенью сократилось на 15%. При этом число диссертаций, защищенных российскими учеными, увеличилось в 4 раза, в 2,5 раза возросло число аспирантов. Из научной сферы за эти годы ушло примерно 20-25% ученых со степенью кандидата наук.

По данным Госкомстата России, из страны ежегодно уезжает до 250 тыс. высококвалифицированных специалистов — инженеров, программистов, деятелей культуры, ученых. Основной “потребитель” российских ученых — Запад (около 60%) и государства Восточной Европы (20%). Прямые и косвенные потери от эмиграции научных кадров из России, по разным подсчетам, в том числе по методике ООН, составляют от 30 до 50 млрд. долл. в год, что значительно больше, чем прямой вывоз капитала из страны. Россия стала обеспечивать высокоразвитые страны не только дефицитными для них видами сырьевых ресурсов, но и научно-техническими кадрами. Это крайне негативно отражается на профессиональном и интеллектуальном потенциале России.

Научно-технические, культурные, организационные знания — это интеллектуальный (информационный) капитал, выступающий в рыночной экономике важнейшим фактором конкурентной среды: для большинства компаний соотношение его цены к физическому капиталу составляет от 5 : 1 до 16 : 1.

Основными направлениями государственной инновацинной политики — поддержки технико-технологических нововведений, в том числе в территориальном разрезе, — являются:
  • создание системы ее комплексной поддержки, развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
  • развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров;
  • реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли и регионы, в том числе выбор наибольшего числа новейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособность продукции, переход к новому технологическому укладу;
  • использование технологий двойного назначения (для производства военной техники и гражданской продукции) и др.

Выравнивание уровней экономического, социального и культурного развития отдельных территорий России, проводимое в ХХ в., сопровождалось созданием научных баз: во всех республиках и экономических районах возникли научные центры, филиалы Академии наук, НИИ различных министерств и ведомств. Отделения Российской академии наук образованы на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Во многих районах и городах сфера науки превратилась в одну из ведущих отраслей народного хозяйства.

Однако, как и производственный потенциал, научный потенциал в основном сконцентрирован в европейских районах. Здесь размещается свыше 4/5 научных кадров, в том числе более половины — в центральных и северо-западных районах. Повышенный удельный вес научно-образовательной сферы характерен для Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Восточно-Сибирского районов. Урал и Западная Сибирь выделяются подготовкой специалистов со средним специальным и высшим образованием.

Размещение научных учреждений разного профиля имеет свою специфику, обусловленную особенностями организации науки. При их создании обычно руководствуются факторами размещения производительных сил — для институтов, специализирующихся на исследованиях теоретического профиля, важным условием размещения является близость к крупным научно-информационным центрам и к системе вузов, а для институтов, ведущих прикладные разработки — близость к ведущим предприятиям отрасли и органам управления ими.

Научно-исследовательские учреждения, занятые фундаментальными работами, концентрируются в крупнейших экономических и культурных центрах, прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и в ряде других городов. Отраслевые НИИ прикладного профиля размещаются более равномерно и тяготеют к производственным базам своих отраслей, хотя большая их часть все же расположена в центральных районах, а отделения и филиалы — на периферии.

Размещение научно-производственных объединений и научно-технических центров связано с крупнейшими индустриальными центрами, где возможно соединение усилий ученых и производственников. Они представлены не только в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, но и в менее значительных центрах — Воронеже, Пензе, Серпухове и др.

Крупнейшие города, индустриальные и административные центры — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск и др. — являются ведущими научно-исследовательскими центрами России. К специализированным научным центрам-наукоградам относятся Обнинск, Дубна, Протвино, Пущино, Жуковский (окружение Москвы), Новосибирский академгородок, ряд закрытых “атомных” городов в Волго-Вятском, Уральском, Восточно-Сибирском районах. В последние десятилетия появились технико-внедренческие центры и зоны-технополисы (технопарки) — “Зеленоград” в Подмосковье (электротехника), “Астрофизика” в Москве (внедрение конверсионных разработок) и др.

Ведущие проектные институты, занимающиеся проектированием крупных промышленных предприятий, транспортных магистралей, гидротехнических сооружений и др., а также выполняющих работы по генеральным планам городов и районным планировкам, как правило, находятся в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных центрах.

В целом размещение как научного, так и производственного потенциала отвечает интересам хозяйства страны. Вместе с тем его территориальная организация имеет и серьезные недостатки. Все еще значительная часть научных кадров, особенно высшей квалификации, сосредоточена в столице России (почти 1/2 докторов наук), а также в других крупных городах европейской части. Недостаточно развита сеть научных учреждений в Поволжском, Волго-Вятском, Северо-Кавказском районах, а в Сибири и на Дальнем Востоке слабо представлены прикладные исследования и проектные работы.