Территория — 9,4 млн. км
Население — 263,2 млн. человек (1995 г.)
Столица — Вашингтон
Географическое положение, общий обзор
США — наиболее экономически развитое государство Запада. По площади США превосходят всю Европу, но уступают России. Страна состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. 48 штатов расположены в южной половине североамериканского континента и омываются водами Атлантики и Тихого океана. Штат Аляска занимает северозападную часть континента, на востоке граничит с Канадой. Гавайские острова — обособленный штат на одном из архипелагов Тихого океана.
Природные условия и ресурсы США
Значительная часть территории страны по природным условиям благоприятна для жизни и экономической деятельности. США отличаются разнообразием и богатством природных ресурсов. Территория страны делится на гористую и преимущественно засушливую западную часть и равнинную, достаточно увлажненную, восточную.
США выделяются богатыми и разнообразными полезными ископаемыми. Особенно велики топливно-энергетические ресурсы. Имеются также крупные запасы руд черных и цветных металлов, горно-химического сырья.
По численности населения США занимают 3 место в мире. Число жителей страны насчитывает до 270 млн. чел.
Хозяйство США
США обладают могучим экономическим, научно-техническим и военным потенциалом. Во многом страна определяет политику современного мира.
Современный ВНП страны не имеет себе равных. США являются крупнейшим в мире производителем промышленной и сельскохозяйственной продукции. По добыче нефти, природного газа, угля и выплавке стали страна входит в тройку мировых лидеров, а по производству электроэнергии, уровню развития химической промышленности, выплавке цветных металлов, производству автомобилей и самолетов, по уровню развития электроники, электротехники и аэрокосмической промышленности лидирует.
Отраслями международной специализации США являются электротехническая и электронная, авиакосмическая, военная, атомная промышленность и т.д.
Значительно сократилась в хозяйстве страны доля горнодобывающей промышленности, черной металлургии, текстильной и швейной отраслей. Возросла доля химической промышленности, машиностроения и металлообработки.
В целом под воздействием НТР в отраслевой структуре ВНП происходит сокращение удельного веса материального производства и возрастание непроизводственной сферы.
Энергетика
Основой энергетики США является ее хорошая обеспеченность энергоресурсами — углем, нефтью, природным газом. Кроме того, нефть и газ частично импортируются. По суммарной мощности электростанций и по производству электроэнергии (3215 млрд. кВт/ч, 1990 г.) США занимают первое место в мире. В структуре выработки электроэнергии преобладает ее производство на ТЭС, работающих на угле, газе, мазуте, — 70 %, остальное производят ГЭС и АЭС.
Черная металлургия
Как и в других экономически развитых странах, доля этой базовой отрасли сокращается как по числу занятых, так и по объему продукции.
Конкурентоспособность отрасли в США пытаются восстановить путем интенсификации производства, уменьшения его энерго и материалоемкостей. В связи с переориентацией отрасли на импортную высококачественную железную руду, наряду со старыми центрами и районами металлургии (например, в районе Великих озер), возник и развивается Приат- лантический металлургический район (Балтимор, Морисвилл).
Развитие отрасли идет по пути создания новых мини-заводов, ориентирующихся на потребителя.
Цветная металлургия
Цветная металлургия опирается на мощную энергетическую, и собственную и импортную, сырьевую базу. Основные районы размещения предприятий — Горные штаты, где находится большинство месторождений, Тихоокеанский северо-запад, Приатлантический район.
Химическая промышленность
США по размерам производства химической продукции являются одним из мировых лидеров. Несмотря на то, что отрасль представлена во многих десятках центров, повышенная концентрация ее в отдельных районах также очень характерна. Основные районы химической промышленности — штаты Севера, где химия связана с металлургией, автомобилестроением, текстильной промышленностью, сельским хозяйством (Нью-Йорк, Огайо, Пенсильвания, Мичиган).
Главный район нефтехимии США сложился в пределах нефте-газоносного бассейна Мексиканского залива.
Текстильная промышленность
В последнее время произошла "миграция" этой отрасли из североатлантических штатов в южноатлантические, ближе к районам более дешевой рабочей силы, районам производства хлопка и синтетического волокна, рынкам сбыта.
Пищевая промышленность
Пищевая промышленность США стоит в одном ряду с крупными отраслями и превосходит текстильную, швейную, обувную. Она опирается на развитое сельское хозяйство. Основные предприятия пищевой индустрии находятся на севере (мясоконсервные заводы), западе (переработка молока), в Калифорнии и Флориде (изготовление фруктовых и овощных консервов).
В США сложились несколько важных районов концентрации обрабатывающей промышленности: "Промышленный пояс" на севере (специализируется на металлургии, машиностроении, химической и других отраслях), район побережья Мексиканского залива "Галф" (получили развитие нефтехимия, нефтепереработка, машиностроение, пищевая, швейная промышленности и др.), в долине р. Теннеси (получили развитие энергоемкие отрасли химии, металлургии, военная промышленность), в Горных штатах (в основном представлены предприятия цветной металлургии), в Тихоокеанских штатах (размещены авиаракетные и радиоэлектронные предприятия, нефтехимия и др.)
Сельское хозяйство
Несмотря на то, что в этом секторе занято всего 3 % населения и его доля в ВВП страны — около 2 %, сельское хозяйство — очень важная отрасль для США. По размерам сельскохозяйственного производства США значительно превосходят любую другую страну мира. США первыми перешли к агробизнесу. Производительность труда в сфере агропромышленного комплекса растет даже быстрее, чем в промышленности. Многоотраслевое сельское хозяйство обеспечивает не только потребность страны, но и дает значительную продукцию для экспорта.
Транспорт
Транспорт США занимает первое место в мире по большинству показателей. Сеть путей сообщения составляет около 1/3 мировой сети. На США приходится около 40 % мощности транспорта и около 30 % грузоподъемности транспорта капиталистического мира.