Деление территории на регионы принято называть районированием.
Процесс выделения экономических районов в соответствие с территориальным разделением труда принято называть экономическим районированием. Территориальные единицы, выделенные на основе экономического районирования достаточно разнообразны.
Экономическое районирование — это выделение системы экономических районов страны или крупного региона, объективно отражающих сложившееся территориальное разделение труда.
Территория России разделена на 11 основных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.
Кроме того, территория России подразделяется по политико-административному принципу на восемь федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо- Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, которые все больше начинают напоминать территориальные экономические образования.
Каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности и территориальному разделению труда. Вне экономических районов находится Калининградская область. Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками.
Каждый из этих районов выполняет определенные функции в общей системе территориального разделения труда внутри страны.
Основная цель экономического районирования — создание оптимальных условий для территориального планирования и осуществления социально-экономической региональной политики, например выделяют районы, где работающим начисляют северный районный коэффициент, старопромышленные районы, где требуется создание благоприятных условий для внешних инвестиций.
Экономические районы — это территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.
Экономический район не является конституциально закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Тем не менее по районам группируется большой массив статистической информации, ведется экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития.
Научно обоснованное экономическое районирование, осуществляемое для нужд территориального управления с учетом огромного разнообразия условий и ресурсов всех регионов, оказывает существенное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил каждой значительной по размерам страны.
Экономические районы являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации.
Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление РФ на макроэкономические зоны Запад и Восток или Европейскую, включающую Урал, и Восточную, включающую территории Сибири и Дальнего Востока.
В состав крупных экономических зон входят промышленные районы — территории с однородными природными условиями и ресурсами, развитием производственных сил, материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктурой.
Промышленные агломерации — территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов, научных учреждений, высокой плотностью населения.
Промышленный узел — группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главный признак — территориальное разделение труда, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, производственной и социальной инфраструктуры.
Промышленные центры — предприятия могут не иметь технологических связей, например областные центры.
Территориальная организация и районирование экономики России
В различные исторические периоды в России разрабатывались схемы районирования территории (табл. 1), которые существенно отличались по критериям выделения районов и по вводимым границам. Анализ многочисленных источников позволяет утверждать, что использование методологии районирования — основа для совершенствования территориального управления экономикой.
Таблица 1. Основные этапы развития теории и практики районирования
Временные границы |
Теория и практика районирования |
1708-1917 |
От реформы Петра I до Октябрьской революции: административное районирование, развитие теории экономического районирования |
1917-1920 |
Переходный период в административном районировании, застой в развитии теории экономического районирования |
1920-1931 |
Революционное развитие теории и практики районирования под воздействием нэповской реформы в России, разработка и реализация плана Г0ЭЛРО; введение схемы деления страны на экономические районы: 1920 г. — 8 районов; 1921 г. — 21 район: развитие планового (программного) районирования в форме реализации целевых комплексных программ |
1931-1957 |
Эволюционное развитие теории и практики районирования, становление централизованной системы управления экономикой России, введение сетки 13 экономических районов, из них 9 на территории России (в соответствии с этой сеткой экономических районов правительством в четвертой, пятой и шестой пятилетках составлялся и утверждался народнохозяйственный план как по отраслям народного хозяйства, так и по экономическим районам и союзным республикам) |
1957-1964 |
Революционные изменения (прогрессивные или регрессивные), принципиально новое деление территории на экономические районы (в 1957 г. вся территория страны была поделена на 105 ед; они получили название «административный экономический район» (АЭР); в каждом районе был создан специальный орган управления экономикой — Совет народного хозяйства — СНХ) |
1964-1991 |
Эволюционное развитие теории и практики экономического районирования. окончательное утверждение сетки основных экономических районов (существующей по настоящее время) — деление территории СССР на 19 экономических районов, из них 11 на территории России |
1991-2000 |
Революционные изменения; приоритет территориального управления; возникновение ассоциаций экономического взаимодействия регионов, плановое районирование в виде реализации программ социально-экономического развития регионов в рамках ассоциаций; развитие теории и практики различных видов районирования |
2000 г. н.в. |
Образование федеральных округов |
В соответствии с доминирующим признаком (критерием), лежащим в основе районирования, выделяют различные его типы (табл. 2).
Таблица 2. Районирование территории России (теория и практика)
Типы районирования (критерии выделения районов) |
Краткая характеристика |
Административное (административно-территориальное деление государства) |
Использование для регионального управления системы административно-территориального деления. В пользу данного типа районирования приводятся два аргумента: существующие организационные структуры управления; сбор и обобщение статистической информации в соответствии с официальным делением государства |
Экономическое (территориальное разделение труда) |
Создание новых территориальных единиц — экономических районов (без отмены прежней системы территориального деления) для совершенствования управления |
Плановое или программное (разработка и реализация программ развития совокупности административных единиц) |
Объединение административных единиц путем комбинации в таксономические звенья. Необходимые условия: присутствие регионального полюса развития, развитый экономический потенциал одной из отраслей экономики национального значения, географическая общность территории |
Потенциальное (региональные различия экономического и социального развития) |
Районирование на основе анализа потенциалов развития отдельных локализованных территорий |
Уникальное (разработка и реализация программ развития административной единицы) |
Выделение индивидуальных территориальных ячеек, связанных с осуществлением особой программы (проектные районы, возникающие вокруг крупных новостроек, и проблемные районы, характеризующиеся крайне низким уровнем развития) |
Экономическое микрорайонирование (разработка и реализация программ развития первичных таксонов) |
Детальное низовое экономическое районирование, выделение первичных экономических районов. Эти районы можно охарактеризовать как наименьшую территориальную ячейку, для которой есть объективная потребность составлять программу развития или учитывать в качестве звена в программе развития крупного района |
К возможным видам районирования относятся: административное, экономическое, плановое, потенциальное, уникальное, микрорайонирование.
Современное экономическое районирование включает четыре основных звена (таксономические единицы): Федеральные округа: основные (крупные) экономические районы; районы среднего звена — края, области, республики (субъекты Федерации): низовые районы — административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы, муниципальные образования. В качестве особых экономических районов выступают ассоциации экономического взаимодействия регионов — субъектов Федерации.