Чрезвычайные ситуации

РСЧС: из истории создания, назначение

В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, в настоящее время РСЧС решает эти задачи в мирное время, а ГО — в военное время (при этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера).

В феврале 1994 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» /1/, который стал законодательной основой РСЧС. В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) была организована МЧС России в ноябре 1995 года.

РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения — для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.

Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:

  • Признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
  • соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
  • приоритет профилактической работе;
  • комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
  • построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников /3/.

Основными задачами РСЧС являются:

  • 1) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
  • 2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
  • 3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • 4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • 5) подготовка населения к действиям при ЧС;
  • 6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • 7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • 8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • 9) ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • 10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • 11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • 12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Структура органов РСЧС

Структуру органов РСЧС составляют территориальные и функциональные подсистемы, которые имеют пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Рассмотрим каждый элемент структуры органов РСЧС.

Территориальные подсистемы (ТП) РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

1) на федеральном уровне — правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

2) на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На территории Российской Федерации организовано шесть таких центров в регионах: СевероЗападный с центром в Санкт-Петербурге, Центральный с центром в Москве, Южный с центром в Ростове, Приволжско-Уральский с центром в Екатеринбурге, Сибирский с центром в Новосибирске, Дальневосточный с центром в Хабаровске;

3) на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного управления;

5) на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

а) повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;

б) повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;

в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются :

а) в режиме повседневной деятельности:

  • § — осуществление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой и потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
  • § — планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
  • § — совершенствование подготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
  • § — создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • § — осуществление целевых видов страхования.

б) в режиме повышенной готовности :

  • § — принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
  • § — усиление дежурно-диспетчерской службы;
  • § — усиление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
  • § — принятие мер по защите населения и ОС, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
  • § — приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

  • § — организации защиты населения;
  • § — выдвижение оперативных групп в район ЧС;
  • § — организация ликвидации ЧС;
  • § — определение границ зоны ЧС;
  • § — организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
  • § — осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территорий.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

  • резервный фонд Правительства РФ для ликвидации ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного резерва, — за счет средств федерального бюджета;
  • ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов — за счет средств федерального органа исполнительной власти;
  • резерв субъектов РФ — за счет средств бюджета субъектов РФ;
  • местный резерв — за счет средств местного бюджета;
  • объектовый резерв финансовых и материальных средств — за счет собственных средств организации.

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам единой системы, в соответствии с пунктом 13 Положения о РСЧС /4-5/, относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Силы и средства РСЧС подразделяются на:

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС в чрезвычайных ситуациях осуществляется информационно-управляющей системой органов МЧС России.

Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления определяется Правительством РФ.

0.045 сек.