Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один — общество, но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе — социология.
Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы. Если философия изучает внутреннюю природу мира и человека, наиболее общие мировоззренческие вопросы природного и общественного бытия, то социология изучает специфику социальных явлений, опираясь на социальные факты, опытно-экспериментальные, статистико-математические методы анализа.
Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки
Сущность современной социальной жизни нельзя понять без сопоставления ее с прошлым. В течение 2,5 тыс. лет мыслители анализировали и описывали общество, накапливая базу социологического знания. Поэтому первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются Платон (428/427- 348/347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.).
К первым в истории работам по «общей социологии» можно отнести «Государство» Платона, в котором впервые были разработаны основы теории стратификации. Согласно данной теории любое общество делится на три класса: высший — состоящий из мудрецов — философов, призванных управлять государством, средний — включающий воинов, обязанность которых защищать государство от внешних врагов; низший — состоящий из ремесленников и крестьян, которые должны выли заниматься производительным трудом, обеспечивая собственное существование и существование остальных классов.
Аристотель предложил свой вариант классового деления общества, согласно которому опорой порядка в обществе выступает средний класс. Кроме него он выделял еще два класса — богатую плутократию и лишенный собственности пролетариат.
Конфуций (551-479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, разработал и обосновал правила поведения в обществе, соблюдение которых обеспечит обществу и государству жизнеспособность:
- наличие управляющих и управляемых;
- уважение к старшим по возрасту и по званию;
- послушание, лояльность;
- скромность, сдержанность и др.
В Средние века в обществе господствовало теологическое восприятие мира. Поэтому сложными социальными проблемами занимались в основном богословы, основываясь в первую очередь на христианских догматах. Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах выдающихся мыслителей Нового времени (XV- XVII вв.) Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескьё, А. Сен-Симона и др.
Пикколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский мыслитель, историк и писатель, создал оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но при этом акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали и стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности. Он также создал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Следует отметить, что именно благодаря трудам Н. Макиавелли социология и политология стали рассматриваться под другим углом зрения: они стали науками о поведении людей в обществе.
Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ-эмпирик, внес значительный вклад в развитие социальной мысли. Его основные груды: «Философские основания учения о гражданине», «Левиафан». Он разработал теорию общественного договора, которая послужила основой для учения о гражданском обществе. По мнению Гоббса, в своем естественном состоянии — «человек человеку волк», и потому в обществе идет «воина всех против всех», или социальная борьба за выживание. Чтобы предотвратить это, необходимо создание гражданского общества как высшей формы социального развития. Оно должно основываться на общественном договоре и юридических законах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен от государства надежную защиту и поддержку.
Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политический деятель. В своей основной работе «Два трактата о государственном правлении» он утверждал, что государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые в правильно устроенном государстве находятся в определенном равновесии. Локк обосновал фундаментальные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности. В отличие от Гоббса. трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считан, что права на жизнь, свободу и собственность являются основными естественными и неотчуждаемыми правами человека. Ради их защиты люди объединились в «политическое или гражданское общество».
К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — философ-просветитель и правовед, особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Его основные сочинения: «Персидские письма» и «О духе законов». Он выделял три типа государства: монархия, деспотия и республика, в зависимости от того, в чьих руках — «всего народа или части его» — находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье состояла в том, что он установил зависимость форм правления государства от природно-климатических и географических условий, размера территории страны, его населенности, развитости торговли, а также от религии, нравов, обычаев, традиций и т.д. И в этом смысле он, в частности, явился основателем современной географической школы в социологии и политологии. Кроме того, развивая и углубляя локковскую теорию «разделения властей», Монтескье оказал большое влияние на формирование конституционной мысли XVIII-XX вв.
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — великий социал-утопист. был первым мыслителем, который заявил о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. По его мнению, общество представляет собой живой организм, функционирующий по объективным законам, и потому его необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Впоследствии эти идеи Сен- Симона были развиты и продолжены в работах его ученика О. Конта. которого принято считать основоположником социологии как науки.
Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим и духовным развитием человечества и связано с глубокими изменениями мировоззрения людей, происходившими в конце XVIII — начале XIX в. Именно этот этап развития европейского и североамериканского социального знания привел к созданию социологии как науки об обществе, равной физике как науке о неживой природе и химии как всеобщей истории превращения веществ.
Возникновение социологической теории
Социология Огюста Конта
Огюст Конт (1798-1857) обычно считается «отцом» социологии. Именно он дал этой науке наименование, составив слово «социология» из слов, взятых из двух разных языков: латинского «societas» («общество») и греческого «logos» («слово», «учение»). Но, конечно, дело не в новом названии. Значительным был вклад этого мыслителя в становление социологии. Он первым предложил использовать научный метод для изучения общества, полагая, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Не случайно новую науку Конт сначала назвал «социальной физикой» и лишь затем «социологией». Конт поставил своей задачей разработку рационального подхода к изучению общества, основу которого составили бы наблюдения и эксперимент. Это в свою очередь обеспечило бы практический фундамент для нового, более устойчивого общественного порядка.
Социология Герберта Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог, являясь видным представителем позитивизма, вслед за Контом внес идею эволюции в основу социологии. На него оказала сильное влияние теория естественного отбора Ч. Дарвина. Спенсер был убежден, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, а отдельные части общества (образование, государство и т.п.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Он полагал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным, непрерывно приспосабливаясь к меняющимся условиям окружающей среды, а «естественный отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации сопровождается усложнением общественного устройства (например, период промышленной революции) в результате углубляющегося разделения труда и развития специализированных организаций (фабрики, банки и фондовые биржи).
Таким образом, социология как особая наука появляется в XVIII-XIX вв., отделившись от философии. У истоков социологии стоит учение О. Конта, предложившего использовать позитивный научный метод для изучения общества. Г. Спенсер внес в основу социологии идею эволюции, сравнивая общество с организмом, а отдельные части общества — с органами, каждый из которых влияет на функционирование целого. К. Маркс утверждал, что в развитии общества решающую роль играют экономические отношения, а движущей силой истории является борьба классов за контроль над собственностью.
Социальные и научные предпосылки возникновения социологии
Социальные предпосылки становления и развития социологии заявили о себе, когда в регламент феодальных отношений вторгаются процессы, утверждавшие права и свободы человека, его духовную и экономическую независимость. Шло стихийное становление гражданского общества. Государство обещало личную безопасность граждан и их благополучие в системе общественного производства в обмен на налоги, обеспечивающие содержание бюрократии.
Экономические предпосылки развития социологии заявляют о себе через проблемный характер взаимосвязи элементов структуры производительных сил и производственных отношений; через состояние сложившегося способа производства. Последнее определяется соответствием или несоответствием производственных отношений уровню и характеру производительных сил конкретного общества, его способностью обеспечить производство необходимых благ, а также решить проблему своего простого или расширенного воспроизводства.
Поскольку общность людей конкретного общества только условно автономна, ибо это общество прямо или опосредованно замыкается на мировой рынок через систему экспорта-импорта, то статус этого общества в системе мирового рынка обусловливает необходимость включения в операциональное поле социологии еще одного объекта исследовательской практики. Реакция на промышленный переворот и утверждение капитализма вместо феодализма обеспечили форсированное развитие социологии и появление в ней таких авторитетов, как Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Георг Зиммель, Питирим Сорокин и др. Они не только занимались анализом социальных проблем, но и предлагали свои концепции их решения.
Политические предпосылки развития социологии обусловлены в первую очередь чередой политических революций XVIII-XIX вв. Внимание авторитетов социологии привлекли не столько позитивные изменения, сколько негативные последствия. Постреволюционный хаос вызвал потрясение общественного сознания, обусловил желание вернуться к традиционному обществу стабильности и покоя. Поскольку революционные процессы имели необратимый характер, то авторитетные представители социологии в ходе эмпирических исследований пытаются смоделировать новые основания стабильности постреволюционного периода. Этот интерес к поиску нового социального порядка в условиях индустриальной цивилизации нашел свое выражение в усилиях таких социологов, как О. Конт и Э. Дюркгейм. На обочине этого дискурса оставались только К. Маркс и его адепты в России — Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.Л. Лавров и др. Все остальные социологи боялись социализма больше, чем капитализма.
Среди социокультурных предпосылок развития социологии можно назвать зарождение феминизма. Перспектива этого зарождения существовала всегда с тех пор, когда матриархат уступил свое место патриархату, когда право наследования собственности определилось по мужской линии. Феминистская активность усилилась в условиях становления индустриальной цивилизации и борьбы за всеобщее избирательное право и нашла свое отражение в социологии.
Одним из приоритетов социологии стал феномен урбанизации. Массовая миграция сельского населения в город была вызвана созданием рабочих мест в промышленности. Однако адаптация сельского населения к городской жизни и культуре носила проблемный характер. Она обеспечила самостоятельный дискурс социологии.
Среди отмеченных предпосылок становления и развития социологии особое место занимают научно-теоретические предпосылки. Они обеспечивали эволюцию умозрительно-философской модели научного знания в модель рационально-опытную (экспериментальную). В XIX в. отрасли научного знания обеспечили достоверность опытно-экспериментальной методологии. Этому способствовали: учение Ф. Бэкона об «идолах» сознания; учение Т. Гоббса о номинализме, амбивалентности и конвенционализме; учение Дж. Локка об идеях; правила для руководства ума Р. Декарта; учение Б. Спинозы об атрибутах и модусах, а также учение Г. Лейбница о монадах, деизм И. Ньютона и т.д.