Виды социологических исследований

Grandars Социология Социологическое исследование

Классификацию социологических исследований можно проводить по разным критериям.

В зависимости от сложности решаемых задач выделяют три вида исследования:

  • разведывательное (пилотажное или зондажное) — самый простой вид исследования, имеющий целью получить оперативную информацию об изучаемом явлении; разновидностью разведывательною исследования является экспресс-опрос, проводимый с целью выявления отношения людей к каким-либо актуальным событиям;
  • описательное — более сложный вид, где объектом анализа выступает большая совокупность людей, различающаяся своими характеристиками, объединив их в однородные группы, можно сделать сравнение и сопоставление;
  • аналитическое — самый глубокий вид исследования, направленный на выяснение причин, лежащих в основе изучаемого явления.

В зависимости от частоты проведения социологические исследования подразделяют на:

  • разовые (точечные) — дают информацию о состоянии объекта анализа в статике, т.е. моментальный срез;
  • повторные — позволяют получить данные, отражающие динамику изменения объекта, и сделать сравнительный анализ. Непрерывное и оперативное получение данных о явлениях и процессах, происходящих в обществе, называется социальным мониторингом.

Выделяют три разновидности повторных исследований:

  • панельные — проводятся по одной и той же методике, на одной и той же совокупности людей, но через равные промежутки времени (например, сплошные и выборочные переписи населения);
  • лонгитюдные — направлены на изучение одной и той же совокупности людей в течение длительного времени;
  • когортные — позволяют изучить лиц одного возраста (когорты) на протяжении длительного времени и выявить изменения в образе жизни, ориентации людей одного поколения.

В зависимости оттого, кто является источником информации, выделяют два вида исследований:

  • массовое — это такое исследование, в котором на вопросы социолога отвечают большие массы людей, профессионально не связанные с объектом изучения, их называют респондентами;
  • специализированное — предполагает опрос компетентных людей (знатоков, экспертов), которые как специалисты дают экспертную оценку изучаемого объекта, а сам опрос называется экспертным опросом.

По масштабности социологические исследования делятся на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

Классификация исследований

Как уже отмечалось, социологические исследования могут быть как теоретическими, так и практическими (эмпирическими):

  • теоретические социологические исследования ориентированы в основном на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий;
  • эмпирические социологические исследования касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов.

По задачам

Классификация по задачам:

  • разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) — наиболее простой вид социологического исследования, который преследует цель получения оперативной социологической информации.
  • описательное исследование, которое преследует цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении. Результатом описательного исследования оказывается общая картина состояния изучаемого объекта.
  • в ходе проведения аналитического исследования требуется выявить причины, противоречия, характер и способы разрешения проблем. Разновидностью аналитического исследования считают эксперимент.

По частоте проведения

Классификация исследований по частоте проведения:

  • разовое исследование дает возможность получить знания о социальных явлениях и процессах на текущий момент;
  • повторное исследование рассматривает проблемы в динамике, изменении, развитии. Различают: а) панельные повторные исследования, изучающие одну и ту же социальную проблему с определенным интервалом времени по единой программе и методике; б) лонгитюдные повторные исследования, т.е. повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лег по единым или близким проблемам.

По масштабности

Классификация по масштабности:

  • международные;
  • общенациональные;
  • региональные;
  • отраслевые;
  • локальные и другие виды социологических исследований.

Наряду с основными критериями различия видов социологического исследования (по глубине, степени сложности эмпирического анализа и т.д.) могут использоваться и другие критерии, например особенности метода сбора информации, форма и характер проведения социологического исследования. Так, в зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают три вида социологического исследования: опрос, наблюдение, анализ документов. Суть их будет рассмотрена позже.

0.081 сек.