Классификацию социологических исследований можно проводить по разным критериям.
В зависимости от сложности решаемых задач выделяют три вида исследования:
- разведывательное (пилотажное или зондажное) — самый простой вид исследования, имеющий целью получить оперативную информацию об изучаемом явлении; разновидностью разведывательною исследования является экспресс-опрос, проводимый с целью выявления отношения людей к каким-либо актуальным событиям;
- описательное — более сложный вид, где объектом анализа выступает большая совокупность людей, различающаяся своими характеристиками, объединив их в однородные группы, можно сделать сравнение и сопоставление;
- аналитическое — самый глубокий вид исследования, направленный на выяснение причин, лежащих в основе изучаемого явления.
В зависимости от частоты проведения социологические исследования подразделяют на:
- разовые (точечные) — дают информацию о состоянии объекта анализа в статике, т.е. моментальный срез;
- повторные — позволяют получить данные, отражающие динамику изменения объекта, и сделать сравнительный анализ. Непрерывное и оперативное получение данных о явлениях и процессах, происходящих в обществе, называется социальным мониторингом.
Выделяют три разновидности повторных исследований:
- панельные — проводятся по одной и той же методике, на одной и той же совокупности людей, но через равные промежутки времени (например, сплошные и выборочные переписи населения);
- лонгитюдные — направлены на изучение одной и той же совокупности людей в течение длительного времени;
- когортные — позволяют изучить лиц одного возраста (когорты) на протяжении длительного времени и выявить изменения в образе жизни, ориентации людей одного поколения.
В зависимости оттого, кто является источником информации, выделяют два вида исследований:
- массовое — это такое исследование, в котором на вопросы социолога отвечают большие массы людей, профессионально не связанные с объектом изучения, их называют респондентами;
- специализированное — предполагает опрос компетентных людей (знатоков, экспертов), которые как специалисты дают экспертную оценку изучаемого объекта, а сам опрос называется экспертным опросом.
По масштабности социологические исследования делятся на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.
Классификация исследований
Как уже отмечалось, социологические исследования могут быть как теоретическими, так и практическими (эмпирическими):
- теоретические социологические исследования ориентированы в основном на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий;
- эмпирические социологические исследования касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов.
По задачам
Классификация по задачам:
- разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) — наиболее простой вид социологического исследования, который преследует цель получения оперативной социологической информации.
- описательное исследование, которое преследует цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении. Результатом описательного исследования оказывается общая картина состояния изучаемого объекта.
- в ходе проведения аналитического исследования требуется выявить причины, противоречия, характер и способы разрешения проблем. Разновидностью аналитического исследования считают эксперимент.
По частоте проведения
Классификация исследований по частоте проведения:
- разовое исследование дает возможность получить знания о социальных явлениях и процессах на текущий момент;
- повторное исследование рассматривает проблемы в динамике, изменении, развитии. Различают: а) панельные повторные исследования, изучающие одну и ту же социальную проблему с определенным интервалом времени по единой программе и методике; б) лонгитюдные повторные исследования, т.е. повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лег по единым или близким проблемам.
По масштабности
Классификация по масштабности:
- международные;
- общенациональные;
- региональные;
- отраслевые;
- локальные и другие виды социологических исследований.
Наряду с основными критериями различия видов социологического исследования (по глубине, степени сложности эмпирического анализа и т.д.) могут использоваться и другие критерии, например особенности метода сбора информации, форма и характер проведения социологического исследования. Так, в зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают три вида социологического исследования: опрос, наблюдение, анализ документов. Суть их будет рассмотрена позже.