По степени формализации выделяют следующие виды наблюдения:

  • структурированное (контролируемое) — исследователь заранее определяет элементы наблюдения и сосредоточивает на них внимание;
  • неструктурированное (неконтролируемое) — наблюдатель определяет и фиксирует объекты в процессе наблюдения.

По положению наблюдателя выделяют:

  • включенное наблюдение — предполагает непосредственное участие исследователя в изучаемых процессах;
  • невключенное наблюдение — исследователь находится вне изучаемого объекта, т.е. является сторонним наблюдателем.

Включенное наблюдение делится на:

  • открытое — наблюдение проводится с согласия наблюдаемых;
  • скрытое (инкогнито) — участникам группы неизвестно, что за их поведением наблюдают.

По условиям организации наблюдения подразделяются на:

  • полевое — проводится в естественной обстановке, в реальной жизни;
  • лабораторное — в закрытых искусственно созданных для наблюдаемой группы условиях.

По регулярности проведения наблюдение делится на:

  • систематическое — проводится по строго определенному графику;
  • случайное — фиксируются случайные, интересные, по мнению исследователя, факты.

Классификация наблюдения

Разновидности данного метода классифицируются по нескольким основаниям (рис. 1), таким, как:

  • степень формализованности (неструктурированное и структурированное);
  • степень участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включенное и невключенное);
  • место проведения, условия организации наблюдения (полевое и лабораторное);
  • регулярность проведения (систематическое и несистематическое).

Рис. 1. Логическая схема социологического наблюдения

Неструктурированное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении у наблюдателя нет детального плана действий, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Эта разновидность используется преимущественно в зондажных, поисковых социологических исследованиях.

Структурированное наблюдение проводится, если социолог располагает достаточной информацией об объекте исследования, способен заранее определить значимые элементы изучаемой ситуации, составить подробный план и инструкции для фиксации результатов. Этому типу присуща высокая степень стандартизации, для фиксации результатов используются специальные документы, бланки.

Включенным наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито и наблюдаемые не могут выделить его среди членов группы, коллектива; в других — участвует в деятельности наблюдаемой группы, не скрывая своих исследовательских целей. Конкретная система отношений наблюдателя и наблюдаемых строится в зависимости от специфики ситуации и исследовательских задач.

Примером первой разновидности включенного наблюдения является исследование, проведенное В. Б. Ольшанским, который в течение нескольких месяцев работал на одном из заводов в бригаде слесарей-сборщиков. Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, нормы коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписаные «можно» и «нельзя». При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, выполненного социологами в период осуществления включенного наблюдения, была получена ценная информация о процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления «группового сознания».

Полевым называется наблюдение, протекающее в естественных для наблюдаемых условиях — в помещении для собраний, на стройке, в цехе, аудитории и т.д. Привычность обстановки, в которой изучается группа, много сдает для правильного понимания поведения, действий наблюдаемых. Однако полевые условия не всегда благоприятны для исследователя, так как отдельные члены наблюдаемой группы могут выпасть из поля зрения наблюдателя, внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего и т.п.

В тех ситуациях, когда требуется особая тщательность, подробности в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование).

Лабораторные наблюдения применяют, когда ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики. Так, в специально оборудованном классе могут проводиться занятия по формированию навыков менеджмента. Каждый из участников «школы» (по сути дела — ситуативной игры) поочередно выполняет роль руководителя, исполнителя, заказчика (клиента) и др. В ходе 15-20-минутных игровых ситуаций отрабатываются приемы ведения занятий, умение концентрировать внимание участников ситуативной игры на анализе обсуждаемых вопросов. Для фиксации происходящего все участники или некоторые из них ведут запись. Затем опытный методист разбирает учебный пример и, основываясь на данных наблюдения, разрабатывает оптимальные приемы проведения занятий по менеджменту.

Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т.д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя.

Несистематические наблюдения — как правило, такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Особенно часто этот тип наблюдения встречается в разведывательных исследованиях.

Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь его наиболее значимые особенности. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.

0.125 сек.