Каждая наука характеризуется своей структурой, сложность которой определяет статус данной науки в системе научного знания. Социология характеризуется разветвленной системой знания, структурирующейся в сложную многоуровневую систему, что обусловлено сложностью и многогранностью общественных процессов и явлений, а также различием ракурсов и уровней их изучения. Например, социология исследует общественные явления и процессы на уровне как всего общества в целом, так и широких социальных общностей и их взаимодействий, а также на уровне личности и межличностных отношений, чем обусловлено разделение социологической науки на следующие составные части:
1. общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого (данное направление называется также фундаментальной социологией);
2. теории среднего уровня, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии, например социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.;
3. прикладная (эмпирическая) социология, являющаяся составной частью единого социологического знания и исследующая социальную реальность с помощью инструментальных технологий, специфических социологических методов (опросы, анкетирование, социометрия и т.д.) изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни.
Теория и практика тесно связаны между собой и обеспечивают единое знание в процессе взаимодействия. С прикладной социологией особенно тесно связаны теории среднего уровня, которые появились и институционализировались в рамках эмпирического обоснования.
На тех же основаниях происходит и разделение социологии на микро- и макросоциологию, относительность которого проявляется в любом социологическом исследовании, поскольку эти уровни по сути неразделимы и взаимообусловлены.
В рамках макросоциологии представлены теории, описывающие крупные элементы социальной системы, взаимодействие между ними; закономерности в развитии общества. Микросоциология представляет собой совокупность теорий, направленных на изучение межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения и их влияния на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.
Другими словами, если предметом макросоциологии является общество, то предметом микросоциологии — группа; если на макроуровне семья исследуется как социальный институт, то на микроуровне — как малая группа.
Макро- и микросоциология изучают закономерности общественного развития и социального взаимодействия, процессы взаимовлияния на уровне «личность и общество». Именно в связи с этим формируется сложный мир социальных отношений и взаимодействий, изучению которого посвящают свою жизнь социологи, пытаясь раскрыть тайну организации и функционирования такого сложного конструкта, как общество.
Однако в России по-прежнему необоснованно мало внимания уделяется теоретическим методам и моделям макросоциологии, в то время как за рубежом макросоциологические исследования получили бурное развитие. Это предполагает необходимость овладения теоретическим инструментарием макросоциологии, с помощью которого прояснятся и стратегии эмпирических исследований.
Уровни социологии и метод познания
Социология представляет собой своеобразную иерархию наук: эмпирической социологии, отраслевой социологии, теоретической социологии. Иерархия социологических наук показывает, что в ней тесно переплетены эмпирические и теоретические стороны, которые взаимно обусловливают друг друга.
Эмпирическая социология (конкретно-социологические исследования) занята добыванием и первичным осмыслением (описанием, классификацией, интерпретацией) социальных фактов. На этом уровне социология тесно связана с психологией, антропологией и другими науками.
Отраслевая социология (социология среднего уровня) изучает конкретные социальные сферы и системы общества на основе эмпирической социологии. В результате возникает социология образования, социология предпринимательства, социология города и т. д. На этом уровне социология тесно связана со всеми другими науками, изучающими соответствующие сферы: демографией, педагогикой, экономикой и т. п.
Теоретическая социология (общесоциологическая теория) исследуют общество как целостную систему, состоящую из определенных элементов и связей между ними, на основе эмпирической и отраслевой социологии. Именно на этом уровне социология тесно переплетается с социальной философией, историей и другими науками.
Эмпирическая социология
Эмпирическая социология занята изучением социальных фактов.
Социальный факт — это фрагмент социальной действительности, зафиксированный в сознании человека в форме естественного (устная, письменная речь) или искусственного (формулы, графики и т. п.). Социальными фактами могут быть следующие фрагменты общественной жизни:
- поступки индивидов и социальных групп;
- материальные и духовные результаты человеческой деятельности;
- высказывания людей (устные, письменные).
Эмпирическая социология представляет несколько основных познавательных операций, которые осуществляет социолог:
- постановку проблемы социологического исследования;
- определение его целей и задач;
- описание социологического объекта;
- формулировку гипотез — результатов исследования;
- операциональное определение основных понятий исследования.
Эмпирическая социология опирается на известные методы эмпирического познания:
- наблюдение;
- анализ документов;
- социологический опрос (анкетный и интервью);
- репрезентативность выборки;
- интерпретация результатов социологического исследования в свете предварительных гипотез.
Теоретическая социология опирается на известные методы теоретического познания:
- анализ и синтез;
- индукцию и дедукцию;
- аналогию и гипотезу;
- историческое и логическое;
- моделирование и абстрагирование.
На каждом уровне социологического знания эти методы научного познания присутствуют в разных соотношениях.
Теоретическая социология
В разных направлениях теоретической социологии придерживаются разных парадигм исследования, сущность которых образуют разные принципы социологического познания.
Позитивисты полагают, что главным в социологии является описание социальных фактов, а их сущность познать нельзя. Они являются сциентистами, т. е. переносят на социологию методы естественно-научного познания, в частности, из физики и биологии.
Исторические материалисты (марксисты) считают, что научное познание способно открыть законы объективного мира, которые отражаются в социологии, занимающейся их открытием.
Субъективисты разного рода полагают, что общественное бытие — это система социального поведения и взаимосвязей. Она представляет собой единство объективного (материального) и субъективного (идеального). Задача социологии заключается в выявлении социологических законов и рациональном управлении поведением людей в соответствии с определенным социальным идеалом.
Важнейшей задачей социологии и условием ее общественной роли является определение социологических понятий. «Сам процесс определения обществоведческих категорий — пишет И. Валлерстайн, — протекает на фоне намного большей неразберихи, выходящей за пределы общественных наук и затрагивающей всю совокупность наших знаний. Вот уже двести лет мы живем в мире, где философия и естествознание рассматриваются как различные и чуть ли не антагонистические формы знания». Гуманитарные науки должны заниматься поиском блага (и совершенства), а естественные науки — истины. Кто мог бы рассудить этот спор? На такую роль претендовало научное сообщество, которое вследствие специализации наук оказалось к этому малоспособным.
Общественные науки раскололись в понимании важнейших принципов познания. Одни обществоведы — позитивисты — полагали, что социология похожа на физику и должна пользоваться методами естественных наук. Как и в последних, задачей социологии должно быть открытие универсальных законов общественной действительности. Другие — субъективисты — опирались на уникальность общественных (социальных) событий и, исходя из этого, ориентировали обществоведов на изучение контекста подобных событий, на уникальные законы каждого события. Третьи — синергетисты — считают: а) теория неравновесных систем свидетельствует о «стреле времени»; б) креативность присуща не только человеку, но и всему миру; в) социальные системы являются самыми сложными из всех известных.
Иммануэль Валлерстайн считает, что современное обществоведение, в том числе социология, должны признать следующие принципы:
- «наука не беспристрастна и не может таковой быть, поскольку ученые — это члены общества и они не свободны от него ни физически, ни интеллектуально»;
- «эмпиризм не может быть чистым, ибо он всегда предполагает некоторую априорность»;
- «наши истины не являются всеобщими и универсальными; они, если вообще существуют, сложны, противоречивы и множественны»;
- обществоведение «ищет не простую, а наиболее адекватную интерпретацию сложного»;
- «причина нашей заинтересованности в рациональном поведении заключается в том, что оно ведет к конечной (ценностно обусловленной) цели»;
- «рациональность основана на совместимости политики и морали, а роль интеллектуалов заключается в том, чтобы выявить стоящие перед нами исторические альтернативы».
В качестве системы социологических знаний (обыденных, научных, гипотетических) социология строится на основе некоторых исходных принципов. Данные принципы позволяют расположить социологические знания в определенной логической последовательности, которая наглядно представлена в оглавлении каждого учебника по социологии. При этом используют два метода познания:
- дедуктивный (от общего к частному, от целого к элементам);
- индуктивный (от частного к общему, от элементов к целому).
Кроме того, между понятиями науки должна существовать внутренняя логическая связь. Как очевидно, для настоящего учебного пособия я выбрал индуктивный метод познания и изложения социологических знаний, когда происходит постепенное их усложнение.