Типы общества могут различаться но национальному признаку: китайское общество, французское общество, украинское общество и пр. Однако название общества в данном случае часто оказывается достаточно условным. Так, французское общество состоит далеко не только из одних французов, а украинское — из украинцев. С другой стороны, арабское общество не означает какую-то одну социальную систему (страну), речь идет об арабском мире, объединяющем все арабские страны. Другими словами, национально-этническое основание типологии общества не всегда точно отражает его национальные особенности.
Общества отличаются по стадии развития, в том числе:
По уровню развития технологий — общество бывае «доиндустриальным» (или «аграрным»), «индустриальным», «постиндустриальным» (или «информационным»);
По типу общественно-экономической фармации или по преобладающим в обществе, играющим наиболее существенную роль в его функционировании общественно-экономическим отношениям — первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.
Традиционное |
Индустриальное |
Постиндустриальное |
Основная отрасль производства — сельское хозяйство. Господство натуральной формы хозяйства. |
Основная отрасль производства — промышленность. |
Основная отрасль производства — сфера услуг. Внедрение передовых информационных технологий. |
Главный фактор производства — земля. | Главный фактор производства — капитал. | Главный фактор производства — информация. |
Использование ручного труда. | Широкое использование наемного труда. |
Повышение качества образования и квалификации работников. Роботизация и автоматизация производства. |
Патриархальные семейные ценности. Высокая степень религиозности населения. Сословное строение общества с низким уровнем социальной мобильности. |
Движение в сторону установления республиканской формы правления. Классовая структура общества (пролетариат — буржуазия). |
Провозглашение демократических ценностей в государствах. |
Возможно и простое деление на «современное общество» и «общество, существовавшее ранее» (или «общество прошлого»), т.е. общество, в котором мы живем сегодня, с одной стороны, и с другой — общество, о котором мы знаем из истории, в котором жили наши предки, а также современники (определенного возраста), имеющие достаточный социальный опыт. Руководствуясь такой логикой, иногда говорят об обществе будущего.
Общество также делят на различные типы но характеру социальных отношений, в этом случае обычно выделяют общество «патриархальное», «традиционное», «либеральное»; по типу режима — «тоталитарное», «авторитарное», «демократическое»; по религиозному признаку — «христианское», «исламское», «буддистское» и др.
Общество одновременно может быть определено по нескольким основаниям: но национальному, религиозному, технологическому признакам. Вместе с тем ни одно из реально существующих обществ не соответствует точно тому или иному тину (или даже совокупности типов). Так, французское общество на самом деле не только «французское», и не только «христианское». Ни одно общество не похоже на другое и на само себя в прошлом.
Типология обществ
В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров.
Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.
На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.
В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).
В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:
- первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;
- азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;
- рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей — рабов и продукты их труда;
- феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
- буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;
- коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.
Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.
Традиционное
Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.
Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны. Для него характерны низкие темпы развития, производства.
Индустриальное
Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное.
Для индустриального общества характерны следующие черты:- развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;
- механизация и автоматизация производства и управления;
- массовое производство товаров на широкий рынок;
- высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
- рост урбанизации и социальной мобильности;
- увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
- формирование гражданского общества.
Постиндустриальное
Постиндустриальное общество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.
Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники.
Основными чертами информационного общества являются:- переход от производства товаров к экономике услуг;
- глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;
- рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
- рост влияния информации на различные сферы деятельности;
- расширение демократии, децентрализация общества.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.
Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.
Цивилизационный подход
Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.