Типология культуры

Grandars Социология Культурология

Присущее культуре многообразие проявлений, се способность выполнять различные функции, а также ее взаимодействие с различными компонентами природы и общества порождают необходимость в типологии культур. Типология — это научный метод, позволяющий систематизировать культурные объекты по общности каких-либо их признаков. При таком подходе типология культуры позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для более полного их изучения, сравнения и описания. В современной культурологии сложились два основных методологических подхода к типологизапии культур. Первый из них рассматривает культуру в диахроническом аспекте, т.е. в ее историческом развитии, и дает различные модели исторической типологии. Второй подход типологизирует культуру в синхронном аспекте — через пространственное размещение культурных центров и их взаимодействие между собой. По этой методологии типология культуры дает дихотомию Запад-Восток, представленную в культурологии в разных моделях и вариантах.

Исторические типологии культур

Типологии данной группы основываются на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры. Исторические типологии базируются на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. При этом в Средние века на этой линии всемирно-исторического развития выделяли четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклически в соответствии с природными процессами смены времен года, а также в соответствии с делением по возрастам человечества (младенчество, юность, зрелость и старость). С тех пор значительно выросло число оснований, по которым выделяются исторические и культу рные эпохи, сменяющие друг друга. Сегодня в рамках исторических типологий культуры выделяют несколько подходов.

Этнографическая типология культур

Сегодня история и культурология используют типологию культуры на основе возрастов человечества, построив ее уже на базе новейших данных науки. Современная наука датирует начало процесса антропогенеза (а вместе с ним социогенеза и культурогенеза) 2,5-1,7 млн лет назад, а его завершение — около 35 тыс. лет назад. Эпоха сформировавшегося человека — человека разумного — включает в себя два основных периода — архаический (первобытный) и цивилизационный, между ними — переходный этап неолитической (аграрной) революции, произошедшей 6-7 тыс. лет назад и означавшей смену присваивающей экономики охотников и собирателей производя- шей сельскохозяйственной экономикой, смену родовых, общинных и племенных структур новыми социальными структурами — семьей, государством, церковью и т.д.

Время цивилизованного существования охватывает относительно небольшой временной отрезок — около 5-6 тыс. лет и расчленяется по-разному. Так, мыслители, близкие к христианству, выделяют в нем два периода — языческий и христианский, до Рождества Христова и после него.

Хозяйственно-культурная классификация, созданная отечественными учеными-этнографами, выделяет хозяйственно-культурные типы — комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. Число хозяйственно-культурных типов ограниченно и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Правда, данная типология касается только традиционных культур и не продвинута далее Средних веков.

В первобытно-общинной эпохе выделяют группу присваивающих хозяйственно-культурных типов — бродячие охотники и собиратели, представленные в разных вариантах в зависимости от природных условий. Так, выделяют специализированную охоту и собирательство в тропиках; охоту, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешую таежную охоту; арктическую охоту на морского зверя; охоту на оленя; охоту, рыболовство и собирательство с зачатками земледелия и животноводства.

Затем появились производящие (ранние) хозяйственно-культурные типы, в которых ведущее место постепенно заняли земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство и плужное земледелие.

Типология на основе материалов и технологий, используемых человечеством

Наиболее распространена типология культуры, делящая всю историю человечества на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век — древнейший период в развитии человеческой культуры, на протяжении которою орудия труда и оружие изготовлялись из камня, а люди научились добывать огонь искусственным путем. Современная наука делит каменный век на три этапа — древнекаменный (палеолит), когда, собственно, и ноя- вился человек разумный; среднскамснный (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы; новокаменный (неолит), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию, скотоводству. В силу важности этою перехода в науке его называют неолитической революцией. В каменном веке появились зачатки искусства — наскальные рисунки, скульптура из камня и кости, глиняная посуда, а также примитивные религиозные культы — тотемизм — вера в кровнородственную связь человеческого рода с определенным видом животных или растений; фетишизм — поклонение неодушевленным предметам; анимизм — вера в души и духов; магия — вера в способность влиять на окружающие предметы и явления с помощью колдовских действий.

Медный век — период в развитии первобытной культуры, на протяжении которою сформировался и укрепился родовой строй. Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия как результат зарождающейся металлургии. Хозяйственная деятельность стала более разнообразной: наряду с охотой и собирательством развивались скотоводство и мотыжное земледелие. Формируются элементы пиктографии — рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность поколений. Главным достижением культуры медного века стало изобретение колеса.

Бронзовый век — время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций — шумерской и древнеегипетской. Создание бронзы (сплава меди и олова) позволило изготовлять настоящее оружие и соответственно появились настоящие армии и начались настоящие войны, являющиеся мощным двигателем прогресса. Эти цивилизации обогатили культуру человечества: появились плуг, стекло, были построены ирригационные системы, величественные дворцы и пирамиды, они оставили выразительную настенную и погребальную живопись, а также скульптуру. Кроме того, они дали человечеству первые системы письменности — клинопись и иероглифическое письмо, такие важные научные знания, как десятеричная и шестидесятеричная системы исчисления, основы алгебры, геометрии, астрономии, первые календари, солнечные и водяные часы.

Железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и обработки стройматериалов. Некоторые культуры перешли в железный век уже к концу II тысячелетия до н.э. Среди них античная культура, во многом ставшая основой современной европейской культуры и цивилизации. Этот период продолжается до настоящего времени, так как и сейчас 95 % всех металлических изделий изготовляется из железорудного сырья, хотя современные технологии обработки железа качественно отличаются от примитивных технологий трехтысячелетней давности.

Формационная типология культур

Формационная типология культур долгое время господствовала в отечественной науке, в соответствии с которой история разделялась на эпохи, которые трактовались как определенные общественно-экономические формации. Данная типология основывалась на утверждении, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. С изменением способа производства изменялись формация в целом и содержание ее культуры — качественный состав элементов культуры, характер связей между ними, трансформировались ее функции, роль в системе духовных ценностей и т.п. Отсюда делался вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации. В соответствии с этим в культурной истории человечества выделялись типы культуры первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Типология культур Г. Мак-Люэна

Канадский социолог Герберт Маршалл Мак-Люэн (1911 — 1980) предложил типологию культур, основанную на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. В соответствии с этим он выделял дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.

В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт с помощью устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Поэтому здесь восприятие мира и все формы общения основаны на слухе и других органах чувств.

Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер. Древний Египет) около IV тысячелетия до н.э. и существуют в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры.

Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, усилив значение осязания и слуха в общении с другими людьми, возвратив культуру к устной традиции.

Типология культур М.К. Петрова

Типология культур М.К. Петрова основывается на способах передачи знаний от поколения к поколению и в определенном смысле примыкает к типологии Мак-Люэна. Петров выделяет три способа трансляции знаний и соответствующие им типы культуры:

1. лично-именной тип передачи знаний, связанный с ранними периодами человеческой истории, когда необходимые для жизни сведения передаются каждому человеку через обряды инициации и мифы как описания деяний предков. Так человек получает знания-персоналии, являющиеся индивидуальными умениями. Вопрос об их истинности даже не встает, ссылка на закон предков — главный аргумент в их пользу;

2. профессионально-именной способ трансляции знаний, возникающий с появлением первых цивилизаций и характеризующийся передачей знаний членами одной социальной группы, где на место индивида заступает коллективный хранитель, накопитель и транслятор групповою знания. Как правило, такой группой являются жрецы. Так передаются знания-проблемы, жестко привязанные к конкретным познавательным задачам и функционирующие как наборы готовых рецептов. Процесс обучения сводился к пассивному усвоению этих рецептов и правил, причем не возникал вопрос, как были получены эти рецепты и можно ли заменить их более совершенными. Считалось, что знание пришло от бога, вручившего их жрецам, поэтому не было никаких сомнений или мыслей о возможности другого знания. Отсюда — стихийность этого знания, отсутствие критической позиции по отношению к нему;

3. универсально-понятийный тип трансляции знаний, возникший в античности вместе с появлением науки как самостоятельной сферы культуры и функционирующий в европейской цивилизации. Он не регламентирует субъекта познания родовыми, профессиональными и иными рамками, знание становится доступным любому человеку. Этому типу трансляции соответствуют знания-предметы, являющиеся продуктом познавательного освоения субъектом определенного фрагмента реальности.

Современные типологии культур

Традиционные, индустриальные и постиндустриальные культуры — одна из широко распространенных современных типологий культуры.

0.066 сек.