Крупные события в социально-политической жизни общества (телекоммуникативная революция, переход от тоталитарных систем к неоконсерватизму 1970-1980 гг.) привели к тому, что старый социологический научный аппарат был уже не способен описать происходящие социальные сдвиги. Поэтому возникла необходимость выработки новой парадигмы социального мышления, т. е. создания новой фундаментальной картины социальной реальности: жизнедеятельности общества, отдельных социальных общностей и личности, характера их взаимодействия.
Насущная потребность реализовалась в концепциях постиндустриального, информационного общества.
Все эти концепции, различаясь по аспектам анализа общества, едины в том, что рассматривают современное общество как совершенно новый этап социально-экономического развития,которое отличают следующие черты:
- информациoнное общество приходит на смену трудовому и является его отрицанием;
- не физический труд, а информация выступает системообразующим фактором нового общества, новой социальной реальности;
- система производства утрачивает характер определяющего фактора общественного устройства;
- человек в рамках нового общественного устройства перестает быть исключительно человеком экономическим, деятельность которого определяется выгодой, пользой, интересом. Речь идет о появлении нового типа рациональности, новых мотивационных механизмов, новых ценностей, которые уже не вытекают из системы производства и утилитаристской этики.
Современная западная социология активно ищет принципы социальной организации и социального порядка, которые нельзя свести к системе производства, биологической организации индивида. Отчетливо проявляется тенденция к интеграции наук и появлению междисциплинарных исследований типа экономической и политической социологии, социальной географии, социобиологии и др.
Школы современной западной социологии
Несмотря на множество концепций и школ, направлений в западной социологии, все они тяготеют к двум полюсам — позитивизму и неопозитивизму, с одной стороны и понимающей социологии — с другой. В рамках этих полюсов можно выделить концепции и школы современной западной социологии.
Структурный функционализм, основывающийся на том, что общество представляет собой единую многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем. Автором ее является Т. Парсонс (1902-1979).Одна из центральных категорий учения Т. Парсонса-социальное действие, основными составляющими которого являются деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию и на других индивидов.
Т. Парсонс исходил из посылки, что любое общество-это система, состоящая из многих социальных подсистем,каждая из которых обладает набором из четырех основных функций:
- адаптивность — любая система приспосабливается к среде;
- целедостижение — определяет и реализует поставленные цели;
- интеграция — связывает все элементы и их функции воедино;
- удержание образца — создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям.
Системный подход к социальным явлениям, концепция стабильности социальных систем — одно из ценных приобретений современной социологической мысли.
Общества, считал Т. Парсонс, бывают следующих типов: примитивные, промежуточные, современные. Их развитие носит эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциация и интеграция.
В западной социологии существуют теории противоположные эволюционизму. Это так называемые теории конфликта. Они возникли в связи с обострением кризисов, как в жизни общества, так и социологической науке. Наибольшее влияние на формирование теории социального конфликта оказали взгляды таких ученых, как К.Маркс (революционная теория), Георг Зиммель (1858-1918) — автор термина“социальный конфликт”, Ральф Дарендорф (р. 1929), Льис Коузер (р. 1913), Т. Парсонс (1902-1979), Джон Бэртон (р. 1915) — представители эволюционных теорий разрешения социального конфликта.
В соответствии с теорией классовой борьбы К. Маркса любое классовое общество делится на два антагонистических (непримиримых) класса, борьба между которыми завершается социальной революцией.