Социология Сен-Симона
Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) — французский мыслитель, социолог, социалист. Участвовал в войне за независимость североамериканских колоний против Великобритании. В 1783 г. вернулся во Францию, приветствовал Великую французскую революцию 1789-1893 г. Был сторонником якобинцев, Директории, Консульства Бонапарта.
Неудовлетворенный французской революцией, Сен-Симон задумал исправить ее результаты с помощью социологической науки, которая должна была стать рациональным (мыслительным) орудием создания нового общества по научному проекту. Тем самым он выступил противником спонтанного развития общества в результате свободной деятельности индивидов. Ценя разум как главную причину всех социальных изменений, Сен-Симон был субъективистским социологом.
Сен-Симон объяснял становление и развитие человеческого общества появлением и сменой религиозных, философских, научных идей и теорий. Другой причиной общества он считал «индустрию», т. е. экономику, под которой понимал все виды экономической деятельности людей. Каждое общество до конца развивает господствующие в нем идеи и формы индустрии, проходя стадии: 1) органической (становления идей и индустрии); 2) критической, которая ведет к разрушению прежних идей и индустрии; 3) созидательной, ведущей к обновлению прежних идей и индустрии. Таким образом, у Сен-Симона общество представляет собой целостный организм, проходящий три стадии развития.
Развитие человечества в социологии Сен-Симона происходит прогрессивно, т. е. от низшего к высшему, от простого к сложному, от бедного к богатому — по своим идеям, индустрии, формам собственности и т. п. Основными ступенями этого прогресса являются: 1) первобытное идолопоклонство, коллективная собственность, примитивная индустрия (экономика); 2) политеизм, рабство и т. п.; 3) монотеизм христианства, феодально-сословный строй; 4) с XV в. усиливающееся научное (естественно-науч- ное) мировоззрение светских ученых, промышленная индустрия, которая проявилась в Великой французской революции. Но эта революция отклонилась от построения рационального (научного) типа общества и оставила страну в неорганизованном состоянии. Сен-Симон разработал план создания рационального — правильного, справедливого — социалистического типа общества.
Социалистическое общество должно быть выгодно для наибольшей массы населения страны. Оно должно быть основано на расцвете экономики (промышленности, сельского хозяйства), искоренении «социального паразитизма», т. е. предполагает социальное равенство. Такое промышленное общество должно стать ассоциацией людей, объединенных, с одной стороны, обязательным для всех трудом, распределением «по способностям», государственным планированием экономики, а с другой стороны — «новым христианством», в котором все люди — братья. Социалистическое общество позволит уничтожить эксплуатацию пролетариата буржуазией. Произойдет стирание государственных границ, возникнет всеобщий мир между народами, которые объединяться во всемирную ассоциацию народов.
Сен-Симон ясно понимал, что организация общества (социалистического) ради единой цели несовместима с индивидуальной свободой, нуждается в духовной власти, способной самой определять направление развития народа. Такая духовная власть несовместима с парламентаризмом, демократией, социальной наукой. Эту власть должен организовать класс промышленников и банкиров в интересах самого многочисленного класса — промышленного пролетариата. Страна (Франция) должна стать единой грандиозной фабрикой, работающей по единому плану ради единой цели.
Фридрих фон Хайек убедительно продемонстрировал, что Сен-Симон сказал о социализме больше, чем все последующие социальные философы и социологи вплоть до Ленина. Именно у него Ленин и большевики черпали основные принципы организации пролетарско-советской России, исключая НЭП. Хайек первый аргументировано объяснил, что от Конта и Гегеля до Маркса и Ленина — а также до Муссолини и Гитлера — была проложена дорога злоупотребления разумом. Эта дорога привела к большевизму, фашизму, нацизму, неисчислимым социальным катастрофам XX века. Хайек выступает против возомнившего себя всемогущим «научного» обществоведческого разума, согласно которому общественный прогресс связан с владением некими «объективными законами общественного развития» и подчинением их человеческому (тоталитарному) разуму. На этом сошлись и завершились нацистская Германия, Советский Союз, страны «реального социализма».
