Социология конца XIX — начала XX в.
Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX — начале XX в.
Натуралистическое направление
Натурализм — социальные концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания.
В пределах социологического натурализма развиваются органистическая, расово-антропологическая, географическая школы, социальный дарвинизм и другие направления.
Органистическая школа в социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) рассматривала общество по аналогии с биологическим объектом, как сложный организм, исходным элементом которого выступает индивид. В основе концепций этой школы лежали две идеи: идея общества как организма и органического целого и идея эволюционизма.
Школа социального дарвинизма утверждает, что основные законы биологии (приспособления, естественного отбора и борьбы за существование) продолжают действовать в общественной истории. Ярким представителем этой школы был Л. Гумплович. С точки зрения Гумпловича, основным элементом общества выступает не индивид, а группа (раса). Антагонистические отношения между группами (расами) и составляют суть общественного развития.
Расово-антропологическая школа: социальное поведение определяется биологической наследственностью. Основатель данного направления Ж. Гобино считал социальное поведение результатом действия расовых и антропологических факторов. Ж. Ляпуж разработал концепцию социальной антропологии, где рассматривал расовый фактор как решающий в истории развития общества, разделял расы на высшие и низшие.
Географическая школа развивалась в рамках натурализма. В ее основе лежит концепция жизненного пространства. Поведение человека, социальных групп объясняется в зависимости от ландшафта, климата, мест обитания: немцы живут на маленькой территории — отсюда бережливость, педантичность; русские живут на огромных территориях — отсюда широта души, расточительность.
Марксистская социологическая школа была основана крупным экономистом и видным представителем социологии К. Марксом. Им были разработаны классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда; материалистическая концепция развития общества.
Положительной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и стройную систему знаний (аналогичной естественным наукам), но это направление игнорировало сложности общественного развития и сознательный характер человеческой деятельности.
Огюст Конт
Огюст Конт (1798-1857) — французский мыслитель, считается родоначальником социологии и основателем позитивистского направления в науке.
Герберг Спенсер
Наряду с позитивной концепцией социологии в XIX в. стали появляться и другие подходы в объяснении процессов, происходящих в обществе. Одной их них была биологическая концепция Г. Спенсера.
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский ученый, которого считают основателем органической школы в социологии, или органицизма.
Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы.
Дюркгейм считал, что предметом социологии должны быть социальные факты, образующие социальную реальность. Под социальными фактами он понимал привычки, обычаи, традиции, правила поведения.
Заслуга Дюркгейма состоит в том, что он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал общую теорию и методологию социологическою исследования, а также конкретные методы, правила и процедуры их проведения.
Георг Зиммель
Георг Зиммель (1858-1918) — немецкий социолог, сыгравший существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки. В истории социологии Зиммель известен как один из видных представителей аналитической школы, предвосхитившей многие существующие положения современной теоретической социологии. Зиммель считается основоположником так называемой формальной социологии, в которой ведущую роль играют «формы социации».
Макс Вебер
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия.
Именно социальные действия он выделял в качестве предмета социологии. Социальные действия выражаются в поступках людей, ориентированных на достижение тех или иных осознанных или неосознанных действий. Используя свое понятие «идеальный тип», Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия:
- целерационалыюе — направлено на достижение определенного результата (например, экономическое поведение предпринимателя);
- ценностно-рациональное — ориентировано на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом (капитан, до конца стоящий на мостике тонущего корабля);
- традиционное — диктуется устоявшимися привычками, обычаями. верованиями;
- аффективное — обусловлено эмоциональным состоянием, сильным чувством.
Вебер также заложил основы современной теории социальной стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности (теория марксизма), но и политический (власть, а также статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, которая благодаря этому становится многомерной.
Психологическое направление
К концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки. Наиболее яркими представителями психологической школы в социологии были Г. Тард, Г. Лебон и Ф. Тённис.
Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей.
На рубеже XIX и ХХ вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения:
- индивидуалистское;
- групповое;
- социетарное.
Индивидуалистское течение психологического направления в социологии утверждает, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида.
Групповое течение психологического направления в социологии: социальные явления должны объясняться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива).
Социетарное течение психологического направления в социологии рассматривает психику индивида как продукт деятельности общества. Социальные явления и процессы оцениваются с позиций общественной психологии и социологии.
Наиболее известные представители психологического направления в социологии классического периода: американские социологи Л. Уорд (1841-1913), Ф. Гиддингс (1855-1931), У. Мак-Дугалл (1871-1938), французские ученые Г. Тард (1843-1904), Г. Лебон (1841-1931).
Л. Уорд считал, что основополагающие общественные запросы — увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Общественные силы есть силы психические, и потому социология должна иметь психический базис.
Ф. Гиддингс утверждал, что социология — наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии. Центральная теоретическая идея ученого выражалась понятием «себеподобное сознание» («сознание рода», «родовое сознание») под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим.
По мнению У. Мак-Дугалла, основной движущей силой поведения человека выступают инстинкты, т. е. наследственно определенные каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, ученый сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов.
Работы Г. Тарда доказывали, что основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и есть основная задача социологии. Основные социальные процессы, по Г. Тарду: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). «Универсальными» социологическими и психологическими законами являются «законы подражания».
Г. Лебон считал, что каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства. Важное место в работах ученого занимали проблемы «толпы» и «расы».