Социальный мониторинг

Понятие

Мониторинг — специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.

Например, мониторинг окружающей среды включает наблюдения за природными объектами.

Мониторинг широко применяется в социальном менеджменте.

Социальный мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления.

Именно социальный мониторинг обеспечивает эффективное управление социальными процессами и явлениями.

Объекты социального мониторинга: социальные процессы и явления, которые могут влиять на характер экономического развития, политические ситуации, ход общественных преобразований в стране.

Например, развитие малого предпринимательства может способствовать формированию среднего класса.

Принципы

Основные принципы мониторинга:

  • полнота, системность и достоверность социальной информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;
  • сопоставимость получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации;
  • сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Социальный мониторинг связан с непосредственным изучением социального наблюдения в его естественных условиях.

С помощью мониторинга можно получать разнообразную информацию для анализа: социальной структуры экономики, социальной направленности проводимых реформ; социальной стратификации населения и основных тенденций ее изменения и других социальных явлений и процессов.

Особый интерес представляет мониторинг развития малого предпринимательства и влияние этого процесса на решение проблем занятости. Малое предпринимательство является важнейшим компонентом проводимых в России экономических реформ и может определять основные контуры социально-экономического развития не только страны в целом, но и регионов.

Малое предпринимательство — наиболее массовое проявление экономической инициативы граждан. Оно гарантирует политическую стабильность, создает новые рабочие места, снижает социальную напряженность в обществе.

В условиях роста безработицы люди стали проявлять интерес к предпринимательской деятельности и самозанятости.

Социальный мониторинг позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, появления. Он дает представление о действиях людей в определенных социальных ситуациях.

Мониторинг предполагает изучение фактов, событий, результатов, связанных с объектом наблюдения.

Систематическое наблюдение за состоянием социальных объектов требует обоснованной и планомерной организации сбора и анализа данных, необходимых для социального мониторинга.

При организации социального мониторинга можно ориентироваться на систему показателей, учитывающих сущность его островных объектов.

Показатели объединяются в следующие подсистемы (блоки):

  • государственное управление;
  • расходы на социальные нужды;
  • политическая статистика;
  • население и социальная стратификация;
  • социальная инфраструктура;
  • образ жизни.

Таким образом, объектом социального мониторинга являются люди, различные характеристики их поведения и деятельности.