Понятие
Мониторинг — специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.
Например, мониторинг окружающей среды включает наблюдения за природными объектами.
Мониторинг широко применяется в социальном менеджменте.
Социальный мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления.
Именно социальный мониторинг обеспечивает эффективное управление социальными процессами и явлениями.
Объекты социального мониторинга: социальные процессы и явления, которые могут влиять на характер экономического развития, политические ситуации, ход общественных преобразований в стране.
Например, развитие малого предпринимательства может способствовать формированию среднего класса.
Принципы
Основные принципы мониторинга:
- полнота, системность и достоверность социальной информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;
- сопоставимость получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации;
- сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Социальный мониторинг связан с непосредственным изучением социального наблюдения в его естественных условиях.
С помощью мониторинга можно получать разнообразную информацию для анализа: социальной структуры экономики, социальной направленности проводимых реформ; социальной стратификации населения и основных тенденций ее изменения и других социальных явлений и процессов.
Особый интерес представляет мониторинг развития малого предпринимательства и влияние этого процесса на решение проблем занятости. Малое предпринимательство является важнейшим компонентом проводимых в России экономических реформ и может определять основные контуры социально-экономического развития не только страны в целом, но и регионов.
Малое предпринимательство — наиболее массовое проявление экономической инициативы граждан. Оно гарантирует политическую стабильность, создает новые рабочие места, снижает социальную напряженность в обществе.
В условиях роста безработицы люди стали проявлять интерес к предпринимательской деятельности и самозанятости.
Социальный мониторинг позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, появления. Он дает представление о действиях людей в определенных социальных ситуациях.
Мониторинг предполагает изучение фактов, событий, результатов, связанных с объектом наблюдения.
Систематическое наблюдение за состоянием социальных объектов требует обоснованной и планомерной организации сбора и анализа данных, необходимых для социального мониторинга.
При организации социального мониторинга можно ориентироваться на систему показателей, учитывающих сущность его островных объектов.
Показатели объединяются в следующие подсистемы (блоки):
- государственное управление;
- расходы на социальные нужды;
- политическая статистика;
- население и социальная стратификация;
- социальная инфраструктура;
- образ жизни.
Таким образом, объектом социального мониторинга являются люди, различные характеристики их поведения и деятельности.