Социальные группы и организации
Grandars.ru » Социология »
« вернуться Теория социологии

Социальная группа

Социальная группа - это группа людей, выделяемая на основе нескольких социальных признаков и являющаяся субъектом общественных отношений.

Причины

Причины объединения людей в группы:

  • для защиты от воздействий внешней среды (явлений природы, животных и других социальных групп);
  • для удовлетворения потребностей людей, которые они могут реализовать, только находясь в среде себе подобных (потребности в продолжении рода, общении и любви);
  • для осуществления такой деятельности, которую не под силу выполнить человеку в одиночку и которая требует приложения совместных усилий членов группы.

Признаки

Признаки социальных групп:

  • наличие внутренней структуры - формальной и неформальной;
  • общие групповые интересы, задачи и цели деятельности;
  • внутригрупповые правила поведения и определенный психологический климат в группе;
  • связи между членами группы, выражающиеся в их взаимодействии друг с другом;
  • выделение категорий «мы» (для себя и тех, кто входит в группу) и «они» (для тех, кто не входит в группу).

Группы имеют некоторые механизмы, используемые для восприятия других групп:

  • внутригрупповой фаворитизм (выражение предпочтения действиям собственной группы, нежели действиям группы-соперника - «мы» всегда лучше, чем «они»);
  • групповая атрибуция (приписывание причин действиям другой группы и ее представителей вследствие недостаточной информации об этих причинах);
  • стереотипизация (шаблонное, обобщенное представление о других группах).

Виды

Малые (верхний порог численности членов малой группы различен, исследователь малых групп Дж. Морено проводил исследования в школьных классах на 30-40 человек; Дж. Миллер считал, что малая группа включает в себя 7 (плюс-минус 2) членов) и большие.

Формальные и неформальные (классификация Э. Мэйо ). В формальных группах отношения строятся на четкой организационной структуре и иерархическом принципе; в неформальных основополагающую роль играют межличностные отношения.

Референтные (классификация Г. Хаймена) - группы, в которых люди состоят, с которыми себя идентифицируют и правила которых принимают.

Реальные и номинальные. В реальных члены группы связаны совместной деятельностью. В номинальных совместная деятельность не осуществляется, но их члены обладают определенными схожими признаками, на основе которых объединяются в одну группу.

Организованные группы и возникшие стихийно. К последнему виду относятся масса, толпа и публика.

Чем толпа отличается от массы ?

И то и другое - это стихийно возникшие неорганизованные большие группы людей. Однако масса превращается в толпу, когда у нее появляется объект внимания. Пример: люди спускаются в метро (масса), начинают заходить в поезд (толпа).

Социальная общность

Социальная общность - большое объединение людей, выступающее субъектом исторического действия.

Виды социальных общностей:

  • этническая (по национальной принадлежности людей);
  • демографическая (на основе половозрастных признаков);
  • религиозная (по конфессиональным признакам);
  • массовая (на основе профессиональной принадлежности);
  • территориальная (исходя из занимаемой территории).

Человек одновременно является членом множества социальных групп. Однако можем ли мы утверждать, что у социальной группы есть собственные интересы и цели? Или же интересы группы - это интересы людей, ее составляющих?

Существует три подхода к ответу на этот вопрос (классификация К.Х. Момджяна):

  • методологический индивидуализм (антропоцентризм - субъекты деятельности - отдельные люди, социальные группы - своих целей и интересов не имеют);
  • умеренный коллективизм (люди имеют субъектные свойства, однако их объединения также ими обладают; кроме того, именно группы творят историю);
  • радикальный коллективизм (люди не имеют субъектных свойств).

Молодежь как социальная группа

Молодежь - это социальная общность, выделяемая на основе возрастного признака, с присущими ей определенными социальнопсихологическими особенностями.

Особенности молодежи как социальной группы:

  • активность при осуществлении деятельности;
  • высокий уровень социальных перемещений через каналы социальной мобильности;
  • контингент - от 14 до 25 (30 лет);
  • крайний идеализм и стремление воплотить в жизнь свои идеи и идеалы;
  • критика «отцов» - старшего поколения за их ригидность и невосприимчивость к новому;
  • стремление к переменам в общественном и государственном устройстве.

Социально-психологический портрет молодежи:

  • стремление к самореализации и демонстрации окружающим собственного Я (средством для самовыражения выступает молодежная субкультура);
  • непоследовательность, выражающаяся в действиях и поступках, низкий уровень терпимости, раздражительность.
Смотрите также по теме «Социальные группы и организации»