Теория социологии

Социальные ценности и нормы

Grandars Социология Теория социологии

Социальные ценности выполняют функцию нравственных регуляторов поведения людей. Ценности позволяют личности выработать внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру, к своим поступкам.

Социальные ценности — то, что значимо, важно, что хочет иметь и ценит общество.

Групповые ценности свойственны какой-то организации, малой группе (корпоративные ценности).

Общественные ценности господствуют в том или ином обществе.

В американском обществе высоко ценят уверенность в себе, умение владеть собой, напористость. В индийском обществе ценят традиционные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Насколько сильно различаются культуры различных обществ, настолько могут различаться и их ценности. Среди современных ценностей лидируют здоровье, семья, материальное благосостояние, безопасность, стабильность, демократия, богатство, любовь, коллективизм, патриотизм, религиозные ценности.

Классификация и виды

В социологии разработана следующая классификация социальных ценностей:

  • политические — патриотизм, гражданственность, демократия, свобода, права;
  • религиозные — заповеди, символы;
  • нравственные — честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность;
  • экономические — деньги, благополучие, собственность;
  • эстетические — язык, традиции, культура и т. д.

В обществе формируются ценностные ориентации, т. е. имеющиеся ценности становятся ориентирами для всех, большинства или многих граждан.

В любом обществе, как правило, существуют разные ценности — традиционные и новые, общезначимые и корпоративные, и они нередко представляют собой противоречия: быть милосердным значит отдавать, богатым — брать. Следовательно, история человеческого общества — история борьбы за те или иные ценности. Стремясь выйти из ситуации борьбы разных ценностных ориентиров, человечество с давних времен пыталось выработать универсальные, общезначимые, т. е. общечеловеческие ценности.

0.049 сек.