Социальное партнерство

Понятие

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений (ст. 23 ТК РФ).

Стороны

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Представителями работников являются профсоюзы, иные представители; представителями работодателей — руководитель организации или уполномоченные им лица, а также объединение работодателей.

Органы

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров, соглашений. На федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия (Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»), состоящая из общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровнях создаются комиссии, действующие на основании закона субъекта РФ, положений органов местного самоуправления.

Система

Система социального партнерства представляет собой совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, начиная от общефедерального и до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. Следовательно, система социального партнерства включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровни и уровень организации.

Формы социального партнерства

Коллективные переговоры — основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения, в результате чего вырабатываются проекты коллективного договора, соглашения и их заключение, устанавливаются коллективные условия труда.

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. ТК РФ обязывает стороны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Каждая сторона запрашивает (в письменном виде) необходимую ей информацию, другая сторона в течение двух недель со дня получения запроса должна ее предоставить.

Участники коллективных переговоров, другие связанные с ними лица не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Разглашение указанных сведений влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, а также уголовную ответственность;

Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

Участие работников, их представителей в управлении организацией;

Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Функции

Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров: представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов бизнеса и интересов наемных работников. Различают прямые функции социального партнерства, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе, и косвенные функции (воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально- экономической безопасности и социальной справедливости).

Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере. Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности между трудом и капиталом.

Принципы

Основные принципы социального партнерства:

  • равноправие сторон (каждая из сторон может быть инициатором переговоров);
  • уважение и учет интересов сторон (интересы сторон согласовываются в холе переговоров);
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (законодатель все больше вопросов отдает на усмотрение сторон, и им придется договариваться);
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (создаются специальные органы по содействию в урегулировании социально-трудо- вых отношений);
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (каждая из сторон, подписывающая договор или соглашение, обязана выполнять условия);
  • полномочность представителей сторон (представители работников избираются на собрании (конференции), их полномочия подтверждает протока собрания, представители работодателя назначаются — их полномочия подтверждает приказ);
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (Трудовой кодекс позволяет сторонам выбирать любой круг вопросов, а не только рекомендуемый);
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств без принуждения и угроз);
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (принимаемые обязательства должны быть выполнимыми);
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (осуществляют органы надзора);
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (устанавливается административная ответственность).