В современной социологии под социальной общностью понимают реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность людей, характеризующуюся относительной целостностью и выступающую самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Среди социальных общностей видное место в общественной жизни занимают этнические общности — этносы.

Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной жизнедеятельности людей. Но впоследствии, когда этнос уже сформировался, этот признак может утратить свое первостепенное значение и даже отсутствовать. Например. еврейский этнос в условиях диаспоры (расселения) сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не имел единой территории.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, поскольку иногда (например, американский этнос) складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общность языка явилась результатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сформировавшейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. В его формировании существенную роль играет знание истории своего народа, а также обычаи, традиции, фольклор, передаваемые из поколения в поколение и образующие специфическую этническую субкультуру.

Виды социально-этнических общностей

Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.

Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.

Племя имело свою территорию и большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.

Людей объединяют в племя также общие религиозные верования — фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта. зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-эко- номической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство. Дальнейшее развитие племени постепенно приводило к образованию народности.

Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родо-племенной организации и основанный уже не на кровном родстве, а на территориальном единстве.

В отличие от племенной организации народности свойственны более высокий уровень развития экономики, сложившийся определенный экономический уклад, наличие фольклорной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

Процесс создания нации как наиболее развитой формы этноса происходит на этапе окончательного становления государственности. широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, формирования обшей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания.

Нация — исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Говоря об этносе, обычно связывают его с более конкретным понятием «этничность», включающим некие общие отличительные характеристики, присущие этническим группам. Для определения сущности этничности используют три наиболее значимых подхода: примордиализм, инструментализм и конструктивизм.

Представители примордиалистского подхода объясняют различие этнических групп исходя из биологической природы (природное направление) и истории человеческого общества (историко-эволюционное направление). Сам термин «примордиальный (первозданный) тип человеческой общности» ввел в этносоциологию американский социолог Э. Шилз. Наиболее известным отечественным представителем этого подхода является Л.Н. Гумилев, который понимал этнос как ландшафтно-энергетический феномен. По его мнению, основные черты того или иного этноса определяются, во-первых, характером того ландшафта, который является для него почвенным, а во-вторых, специфической частотой колебаний биохимического поля, сообщающих каждой группе определенный уровень энергии. Сторонники историко-эволюционного направления в понимании этноса признают не только и не столько биологическое родство «крови», сколько социокультурные и территориальные критерии единства («почвы»).

Согласно инструменталистскому подходу происхождение этносов объясняется необходимостью нахождения эффективного средства (инструмента), которое бы способствовало объединению и укреплению внутригрупповой солидарности. Таким универсальным объединяющим началом выступают этнические узы, скрепляющие людей на уровне самосознания и обладающие высоким мобилизационным потенциалом.

С точки зрения представителей конструктивистского подхода. этническая идентичность и соответствующие эмоциональные переживания выступают как продукт социального конструирования в контексте культуры. Так, один из крупнейших представителей конструктивизма Ф. Барту считает, что группа сама творит собственную этпичность. очерчивая свои этнические границы на основе «культурного знания», т.е. совокупности норм и представлений о «своем» и «чужом», зафиксированных в образах и символах культуры. Под этнической идентичностью понимают сознание индивидом своей принадлежности к этнической группе. Таким образом, в имеющихся в зарубежной и отечественной этносоциологии подходах в понимании этноса единства мнений нет, но каждый из них содержит ценные представления и идеи.

Процесс формирования этноса получил название этногенеза. В науке выделяют два основных подхода к изучению этносов:

  • естественно-биологический (Л.H. Гумилев);
  • социокультурный (П. Сорокин).

Основными позициями Л.П. Гумилева в отношении этногенеза являются следующие:

  • этнос является не социальным явлением, а результатом географического развития:
  • этногенезу свойственны четыре фазы: 1) подъем; 2) расцвет; 3) упадок; 4) гибель;
  • история этноса состоит из истории самого этноса плюс история ландшафта;
  • источником этногенеза является пассионарность — способность и стремление наиболее талантливых людей (пассионариев) к изменению этнического окружения, привычной обстановки, к достижению новых целей.

П. Сорокин придерживался других взглядов на нацию:

  • нация — сложное и разнородное тело, распадающееся на ряд социальных элементов, что вызвано их совокупным действием;
  • переустройство Европы: 1) на основе национальной гегемонии одного народа невозможно; 2) возможно при образовании федерации различных национальных государств на основе равенства нрав всех входящих в нее личностей и народов.