Социализация
Grandars.ru » Социология »
« вернуться Теория социологии

Социализация

Человек представляет собой единство биологического (организм) и социального и является биосоциальным существом.

Личность

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Чтобы правильно ответить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия в понятиях «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», которые часто, особенно в обыденной жизни, употребляются как взаимозаменяемые.

Теории

Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые особенно бурно стати развиваться во второй половине XIX - начате XX в. и по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. Именно поэтому социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Люди являются элементами разных социальных систем. Включение человека в общество осуществляется через разного рода общности: социальные группы, социальные институты, организации и культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Именно взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество - личность» считается базовым социологическим отношением.

Социализация

Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация.

Социализация - процесс адаптации человека к обществу, заключающийся в приобретении им новых знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и установок, способствующих его включению в систему социальных связей как полноправного члена.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида.

Институты (агенты) социализации - те социальные институты, которые выполняют воспитательную и аксиологическую функции, способствуя знакомству человека с социальными нормами, его включению в социальную среду и приобретению знаний.

Основные агенты социализации: семья, друзья (круг общения), школа, СМИ. организации, в которых состоит индивид.

Виды социализации (классификация П. Бергера и Т. Лукмана):

  • первичная (на этом этапе дети получают первые знания о правилах поведения в обществе и их расширение в процессе обучения; институты социализации - семья и школа);
  • вторичная (на данном этапе люди получают навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности; среди институтов социализации следует выделить организации и учреждения, коллективы рабочих и т.д.).

Стадии социализации:

  • дотрудовая - от рождения ребенка до окончания им школы; на дошкольной стадии основным агентом выступает семья; в процессе обучения определяющую роль играет школа и выбранный ребенком круг общения;
  • трудовая - период юношества; главный институт социализации - университет;
  • послетрудовая - существует две точки зрения, что процесс социализации: 1) останавливается (или даже имеет обратное направление); 2) продолжается, что проявляется в принятии людьми новых ролей (например, бабушки и дедушки).

А. Мудрик вводит понятие «жертва социализации» на стадии обучения и выделяет два вида жертв, которые, попадая в общественную среду:

  • сливаются с обществом и проявляют полный конформизм;
  • не принимают правила и нормы, принятые в обществе, и сопровождают свой отказ агрессивным поведением.

Статус и роль

Статус - это определенное положение человека в обществе и связанная с ним совокупность прав и обязанностей. Роль - это динамичная, поведенческая сторона статуса. Статус личности определяется возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Различают статус прирожденный (социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т. д.). Человек может изменить свой социальный статус, повысить его, получив хорошее образование, либо, напротив, понизить. Каждый человек выполняет множество ролей, и поведение его бывает различным в зависимости от того, какую социальную роль он выполняет в данный момент (роль отца, мужа, руководителя предприятия, избирателя, члена политической партии, общественной организации и т. д.).

Социальная роль

Социальный статус - положение, которое человек или социальная группа занимают в структуре общества.

Особенности социального статуса:

  • статусные права и обязанности - то, что может и должен делать человек, обладающий данным социальным статусом;
  • статусные рамки - границы дозволенного поведения обладателя данного социального статуса;
  • статусная символика - знаки и символы, которые отличают обладателя данного социального статуса от всех остальных людей;
  • статусная идентификация - определение соответствия поведения человека - обладателя данного статуса с представлениями о должном поведении носителя этого статуса.

Виды социальных статусов:

  • приписанный - приписывается человеку сразу после рождения (пол, возраст, национальность);
  • достигнутый - приобретается человеком в результате его деятельности (уровень образования, семейное положение, профессиональная деятельность);
  • смешанный - достигается человеком в результате его деятельности, однако закрепляется за ним пожизненно (звание академика, олимпийского чемпиона);
  • общественный (социальный) - общий статус, которым наделяются представители определенной профессии (общая мера идентификации: например, врач, слесарь, футболист);
  • персональный (личный) - расширенный статус, на который оказывают влияние и личные качества его обладателя (хороший врач, плохой футболист).

Социальная роль - образец поведения человека - носителя определенного социального статуса; выражается в общественном ожидании от человека определенного поведения.

Виды социальных ролей:

  • основные - роли, которые возложены на человека большую часть его времени (семейные, профессиональные и т.д.);
  • ситуационные - роли, которые человек вынужден исполнять в конкретный момент времени (покупатель, пешеход и т.д.).

Ролевой конфликт

От усвоения человеком социальной роли зависит его адаптация в обществе. При этом общество идентифицирует человека с исполняемой им ролью. Кроме того, люди могут с уважением относиться к данной роли, а могут и не одобрять ее. Однако нельзя назвать социальную роль жесткой моделью поведения - она интерпретируется ее носителями и исполняется по-разному. В зависимости от исполнения общественная оценка может быть различной.

Человек одновременно исполняет множество социальных ролей и в каждой конкретной ситуации ведет себя по-разному. Добиться гармонии между ролями трудно, поэтому нередко возникают ролевые конфликты.

Виды ролевых конфликтов:

  • внутриролевые - исполнители определенной социальной роли должны одновременно обладать различными качествами, иногда противоречащими друг другу (например, мать (доброта и строгость), тренер команды (строгость и близость к команде) и т.д.);
  • межролевые - когда один человек является исполнителем двух социальных ролей, требующих от него различного поведения (мать и классный руководитель);
  • личностно-ролевые - личные качества и установки человека - исполнителя определенной роли не подходят под требования общества к исполнителю данной роли (правитель - мягкий человек).
Смотрите также по теме «Социализация»