Слухи
Grandars.ru » Социология » Теория социологии »

Слухи

Слухи в процессе коммуникации

Слухи являются одним из самых распространенных средств коммуникации и представляют собой известия, достоверность которых не установлена. Слухи различают:

  • по содержанию — политические, экономические, бытовые, экологические и т.п.;
  • по временной ориентации — касающиеся прошлого, предсказывающие;
  • по типу происхождения — спонтанные, преднамеренные;
  • по отношению к реальности — рациональные, фантастические.

Слухи, связанные с удовлетворением некоторых эмоциональных потребностей людей, подразделяют на три вида:

  • слух-мечта, отражающий надежды и стремления тех людей, среди которых он циркулирует;
  • слух-пугало, выражающий распространенные в обществе страхи и тревоги. Такие слухи обычно возникают в периоды социального напряжения или острого конфликта;
  • слух-разделитель, основанный на распространенных в обществе негативных предрассудках относительно других социальных групп, что влечет за собой резко негативное отношение (вплоть до агрессии) к этим группам.

С точки зрения социологии, слухи являются определенным элементом общественной жизни и даже выполняют некоторую позитивную роль. В частности, при помощи слухов происходит адаптация к изменениям реальности. Общество всегда находится в развитии, изменении, и возникающие новые тенденции не всегда объяснимы с позиций существующих в обществе устоявшихся представлений. Это заставляет людей искать новые пути объяснения и понимания происходящих процессов, событий, ситуаций, конфликтов. Тогда на помощь приходят слухи; посредством их передачи и обсуждения население адаптируется к новым общественным реалиям.

Таким образом, слухи являются одним из способов коллективного взаимодействия, ориентированным на усвоение и, возможно, решение проблемы. Вероятность возникновения слухов особенно велика в ситуациях катастроф и социальных волнений. В этом случае слухи выступают как заменитель тех новостей, которым не нашлось места в официальных СМИ. Диссонанс между информацией, которая необходима для понимания ситуации в условиях существенного изменения окружающего мира, и тем, что сообщается в СМИ, создает основу для появления и циркуляции слухов.

Социологи отмечают цикличность возникновения слухов, их зависимость от общего духа времени, от системы тех мнений, которые сложились в обществе. К таким циклично возникающим слухам относятся слухи о ритуальных убийствах, служащих иллюстрацией к так называемым фантастическим слухам (К.Г. Юнг). С XII в. в разных странах отмечались слухи, в которых подобные убийства приписывались евреям. Появлению этих слухов в значительной мере способствовали постоянные страхи, предрассудки, враждебность по отношению к представителям данной нации.

По мнению социологов, факторами, которые способствуют интересу к слухам, являются информационный голод, «разброс» и неопределенность мнений по конкретной теме, степень важности темы для конкретного человека, нравственно-психологическое самочувствие индивида, уровень его тревожности (аффективное состояние, вызванное предчувствиями будущих неприятных событий). Социологи и психологи отмечают, что люди, находящиеся в тревожном состоянии, чаще, чем другие, обсуждают и передают слухи.

Динамика слухов

Передаваясь от одного человека к другому, слухи видоизменяются, подвергаются различным метаморфозам (это напоминает детскую игру в «испорченный телефон»). Можно отчетливо выделить три типа этого процесса:

  • сглаживание, когда фабула слуха становится короче за счет исчезновения деталей, которые представляются несущественными для данной аудитории;
  • заострение, когда фабула слуха обрастает особыми деталями, которые представляют интерес для слушающих; как правило. оценка существенности или несущественности этих деталей весьма субъективна и зависит от того, кто передаст слух;
  • уподобление, когда фабула слуха приближается к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории. Иногда возможно усложнение структуры слуха.

Указанные механизмы искажения обычно действуют совместно и нередко приводят к значительному отклонению содержания и «удаленности» слуха от его первоначального состояния.

На распространение слухов активно влияют средства массовой информации. Отсутствие или недостаток информации по какой-либо теме в печати, на телевидении или радио в первую очередь способствуют появлению и циркуляции слухов по этой теме. Слухи заполняют информационный вакуум, как бы достраивая картину события. Средства массовой информации сами могут стать непосредственным источником слухов, искаженно трактуя события, публикуя недостаточно проверенную информацию, а иногда и просто выдумывая ее. В погоне за сенсацией, «горячими» фактами, стремясь во что бы то ни стало увеличить тираж газеты (и соответственно свой гонорар), журналисты печатают беззастенчивую ложь и пикантные подробности из жизни «звезд» спорта, кино и театра. Не случайно возникло и существуют понятие «желтая пресса» как синоним низкопробной печати и прозвище «папарацци» (в России «журналюги») для журналистов, которые зачастую пренебрегают нормами морали.

Каждый слух имеет свой жизненный цикл. Некоторые слухи «умирают» сами, «естественной смертью»:

  • люди устают отданной темы, а новые события начинают вызывать больший интерес;
  • исчезают страхи и напряжение в обществе, которые были ими вызваны и обусловлены;
  • проведено успешное мероприятие по его опровержению. В данном случае телевидение и пресса могут внести решающий вклад в процесс затухания слуха, предоставив подробную и ясную информацию по этой теме.

Слухи как специфический вид межличностной коммуникации давно стали неотъемлемой частью бытия россиян. Они активно распространялись и в мирное время, и в период войн и даже во время широкомасштабных репрессий. В произведениях Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, где реалистично представлена атмосфера темноты, невежества и скуки русской провинции XIX в., герои постоянно обсуждают самые нелепые слухи, распространяемые свахами, приживалками, проезжими и служивыми людьми. Исследования показывают, что существует тенденция к расширению ареала носителей недостоверной информации. Слухи овладевают массовым сознанием: с ними сталкиваются 70-75 % населения; при этом чем выше уровень образования и выше материальный достаток людей, тем больше их предрасположенность к слухам. Ныне нет ни одного из известных политиков, деятелей искусств, о котором бы не распространялись самые нелепые сведения.

Результаты воздействия слухов

Их можно рассматривать по крайней мере на трех уровнях — индивидуальном, групповом и общенациональном.

Для отдельного человека слухи могут быть позитивны, так как они уменьшают эмоциональное напряжение, помогая избавляться от неопределенности, достраивать неполную картину реальности. Обсуждение слухов может служить и целям развлечения. Однако нередко слухи не только не приводят к снижению напряжения и беспокойства, но еще более провоцируют их. Иногда слухи оказывают серьезное влияние непосредственно на поведение людей. По данным Национальной консультативной комиссии по гражданским беспорядкам США, в конце 1960-х гг. слухи в американском обществе серьезно усиливали напряженность и массовые волнения.

На групповом уровне воздействие слухов проявляется в виде поддержания групповых или классовых границ: члены определенной социальной группы при помощи слухов подчеркивают различия между собой и «чужими», что способствует формированию групповой идентичности. «Присоединение» к слуху конкретного человека означает его интегрированность в коллектив. Разделяя информацию, которая содержится в слухе, циркулирующем в его группе, индивид консолидируется с этой группой, у него возникает и усиливается «Мы-чувство».

Слухи фактически выполняют функцию «социального барометра», выступая индикатором социального климата группы. Они как бы выражают мнение группы по определенному вопросу, напоминая членам группы, какую позицию им следует занимать в данном вопросе.

На общенациональном уровне слухи используются в качестве «пробного шара»: запуская какой-то слух, заинтересованная сторона выясняет, кто и как будет реагировать на его содержание. Зная, какую реакцию определенный вопрос вызывает у населения, можно соответствующим образом спланировать будущие действия.

Слухи используются и для дискредитации политических или иных оппонентов в глазах населения. Такие слухи особенно часто возникают в период предвыборных кампаний (так называемый «черный пиар»). С помощью слухов могут скомпрометировать не только врагов, но и союзников по политическому движению или партии. Демонстрируя на публике, в официальных выступлениях единство в рядах движения или партии, в то же время запускают слух, компрометирующий соратника.

Конфликтующие группы, распространяя слухи, могут спровоцировать население на совершение действий, выгодных одной из сторон, — массовых беспорядков, забастовок, ажиотажного спроса на продукты и иных подобных акций. Слухи позволяют вводить соперника в заблуждение. Как известно, еще Чингисхан прибегал к подобному методу, запуская слухи об огромной численности своей армии, что снижало боевой дух врагов.

Возникает вопрос: можно ли бороться со слухами, предотвращать их, ставить на их пути заслон, контролировать их?

Периодически в разных странах предпринимались и предпринимаются попытки введения негативных санкций за распространение слухов. Однако до сих пор нет никаких данных, подтверждающих эффективность силовых методов борьбы со слухами. Поэтому следует обратить серьезное внимание на их профилактику, уничтожение «питательной среды», в которой они возникают. Речь идет прежде всего о поддержании информационной открытости и правдивости, формировании у людей убеждения в деструктивной природе самих слухов. Действия властей должны быть также направлены на предвидение и противостояние чувствам тревоги и неопределенности у населения в связи с какими-либо важными для общества вопросами.

Однако в большинстве случаев со слухами начинают бороться лишь после того, как они широко распространились. Часто для борьбы со слухами используют выступление официального лица с опровержением. В этом случае эффективность опровержения зависит от степени доверия как к источнику сообщения слуха, так и к лицу, опровергающему его. Снижение негативных последствий слухов достигалось и таким образом: средства массовой информации объявляли о существовании некоего врага, который как раз и распространяет слухи для нанесения обществу ущерба (особенно часто его использовали в ситуациях войн и разного рода кризисов). В борьбе со слухами применяют и такой, довольно жесткий способ борьбы, как судебное преследование источника слухов; естественно, эффективность такого способа довольно низка.

В заключение отметим, что обычно человек сталкивается с различными интерпретациями реальности. Некоторые из них противоречивы, поскольку являются результатом не объективного отражения действительности, а передачи и получения непроверяемой информации. В процессе общения люди обмениваются этой информацией, рассматривая ее в качестве не только своей собственности, но и отчасти товара. Цена на этот «товар» держится недолго, поэтому его стараются сбыть с рук как можно скорее, пока он не обесценился. Таков двигатель неформальной коммуникации, который в условиях недостаточной официальной информации работает исправно и эффективно.