Возрождение, существовавшее вне Италии, обычно называется Северным. Его представляют такие страны, как Нидерланды, Германия, Франция. Англия, Испания.
Северное Возрождение в Нидерландах
В то же время относительно искусства Нидерландов ситуация остается неясной. С одной стороны, нидерландские художники первыми начали пользоваться масляными красками, а за ними последовали итальянские. Хронологически, в эпоху Возрождения, в Нидерландах творили такие известные мастера. как Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, П. Брейгель.
С другой стороны, их творчество далеко не все считают возрожденческим. Такого мнения, в частности, придерживается нидерландский ученый Й. Хейзинг, относя их творчество к позднему Средневековью.
Возрождение в Германии
В Германии наиболее известным художником Возрождения является Альбрехт Дюрер (1471-1528), творчество которого развивалось под сильным влиянием итальянского искусства. Страсть к живописи проявилась у Дюрера очень рано — в 13 лет он написал первый свой автопортрет. Более поздний «Автопортрет» (1500) становится настоящей удачей и приносит ему широкую известность. В нем проявились основные черты искусства Возрождения: правдивость и достоверность, точный расчет, а также идеализация и возвышение человека.
К числу высоких достижений художника относится картина «Адам и Ева», на которой обнаженные тела прародителей человечества вылеплены с редким великолепием, наделены естественными пропорциями и движениями.
Последним живописным произведением Дюрера является полотно «Четыре апостола», состоящее из двух панно, на каждом из которых изображены по два апостола: палевом — Иоанн и Петр, на правом — Павел и Марк. Каждый наделен яркими индивидуальными психологическими чертами.
Помимо живописи, Дюрер известен прекрасными гравюрами на дереве и меди. Одной из первых значительных гравюр на дереве является серия «Апокалипсис», состоящая из 15 работ. Наиболее удачными среди них представляются гравюры «Четыре всадника» и «Битва архангела Михаила с драконом». На первой изображены четыре апокалиптических всадника, воплощающих конец света. На второй показана страшная битва предводителя небесного войска архангела Михаила с ужасным драконом, воплощающим сатану и дьявола.
Самыми знаменитыми дюреровскими гравюрами на меди являются «Рыцарь. Дьявол и Смерть», «Святой Иероним» и «Меланхолия». На первой представлен едущий на коне мрачный и суровый рыцарь, которого сопровождают смерть и дьявол. Смысл этой гравюры до сих пор остается загадкой и вызывает споры. На гравюре «Меланхолия» изображена погрузившаяся в глубокую задумчивость крылатая женщина, вокруг которой разбросаны различные предметы и инструменты. В глубине картины видно каменное здание, на стене которого висят песочные часы, весы, колокол и начертан магический квадрат. Парящая в небе летучая мышь несет ленту с надписью: «Меланхолия». Смысл этой гравюры, возможно, заключен в известной библейской формуле: «Умножая знания — умножаем скорбь свою».
Французское Возрождение
Искусство французского Возрождения представляет прежде всего Франсуа Рабле (1494-1553). Он был не только великим писателем- гуманистом, но и монахом, ботаником, врачом. О его энциклопедической образованности ходили легенды. Он всю жизнь, что называется, «играл с огнем», но все-таки избежал костра инквизиции.
Главным творением Рабле стал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», состоящий из пяти частей, последняя из которых вышла в свет уже после смерти писателя. Роман покоится на фольклорной основе, он написан сочным, народным языком с явным вызовом хорошему вкусу, насыщен пословицами и поговорками. В нем много буйного вымысла. фантастики и фантастических приключений. В известной мере его можно назвать утопическим.
Главными темами романа являются воспитание, война и жизнь обитателей Телемского монастыря.
Касаясь первой темы, Рабле весьма критически показывает средневековую школу, которая покоится на принуждении, зубрежке и наказаниях и где главными фигурами выступают схоласты и богословы. Всему этому он противопоставляет педагогику, основанную на идеалах гуманизма, согласно которым школа должна быть «домом радости». Такая школа опирается на увлеченность и интерес, она гармонически сочетает удовольствие, радость и наслаждение.
Рассматривая тему войны, Рабле выходит на размышления о политическом устройстве общества и в связи с этим сопоставляет правление двух типов королей. Один из них является варваром, грубым деспотом и тираном. Второй, напротив, представлен добрым, ласковым и по-отечески заботливым королем. Разумеется, он вызывает симпатии у Рабле, хотя не во всем соответствует его идеалу просвещенного монарха.
При описании уклада жизни в воображаемом Телемском аббатстве Рабле в полной мере раскрывает свое понимание общественных идеалов и ценностей. Известно, что монастырская жизнь подчинена жесткому уставу, который по своей строгости мало в чем уступает армейскому. В этом смысле Телем представляет собой совершенно новый тип монастыря. Его контингент составляют здоровые мужчины и женщины, ни в чем не являющиеся ущербными, не признающие принципов христианского аскетизма, включая обет целомудрия, бедности и послушания.
В этом монастыре нет церкви. Его обитателям предоставлена полная свобода без всяких ограничений. Весь устав сведен к одному призыву: «Делай, что хочешь — твори добро!» Обитатели такого монастыря наслаждаются всей полнотой жизни, где нет никакого принуждения, где торжествуют принципы гуманизма. Проповедуемая Рабле религия близка к протестантизму, хотя он отвергает и его. и тем более католицизм.
Помимо главных тем в романе затрагивается множество других. В частности, много места в нем уделено проблеме брака, отношениям между мужчиной и женщиной, роли женщины в жизни общества и т.д. В целом роман является настоящей энциклопедией по культуре французского Возрождения.
Северное Возрождение в Англии
Главной фигурой английского Возрождения является Уильям Шекспир (1564-1616). Он был великим драматургом и поэтом, крупнейшим мыслителем и гуманистом Позднего Возрождения.
В творчестве Шекспира условно можно выделить три периода. Первый приходится на 90-е гг. XVI в. В это время драматург пишет несколько пьес-хроник — «Генрих VI», «Генрих IV» и «Генрих V», «Ричард III» и «Ричард II». В них он размышляет о прошлом Англии, рассматривает различные типы власти и общественного устройства, моделирует образ идеального монарха, выражая сомнения в том, что такой образ может быть воплощен в действительность.
Помимо хроник Шекспир создает также десять великолепных комедий, наиболее популярными из которых являются «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь». На это же время приходятся его прекрасные сонеты.
Хотя в этот период Шекспир пишет первую свою трагедию — «Ромео и Джульетта», в его творчестве явно преобладают оптимистические. жизнерадостные мотивы, вера в возможность утверждения идеалов гуманизма. Особенно ярко это проявилось в его комедиях, где много юмора, веселья, смешных ситуаций, озорства. Главной темой комедий является любовь, а среди героев и персонажей явно преобладают положительные, в полной мере достойные радости, счастья и наслаждения.
Второй период охватывает первое десятилетие XVII в. В эти годы творчество Шекспира достигает наивысшего расцвета. Именно в это время он создает гениальные трагедии — «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Особого выделения среди них заслуживает трагедия «Гамлет», которую можно назвать лучшей трагедией всех времен и народов, непревзойденной вершиной мирового искусства.
В этом произведении Шекспир — в полном соответствии с духом Возрождения — устами Гамлета всячески возвышает и возвеличивает человека, заявляя, что человек — «чудо природы», «краса вселенной, венец всего живого», что он подобен Богу. Именно таким человеком был Гамлет — принц датский, воплощавший собой яркую, всесторонне развитую личность. Он учился в университете, увлекайся философией, наукой и искусством, с жаром отстаивал идеалы и ценности гуманизма. В то же время Шекспир, а вместе с ним и Гамлет, ясно понимает, что время ярких, великих личностей прошло, что на смену им идет эпоха посредственных прагматиков.
Третий период творчества Шекспира охватывает последние шесть лет его жизни. В это время он создает еще одну хронику — «Генрих VIII», а также четыре пьесы, близкие по жанру к трагикомедии. Мужественно пережив крах идеалов гуманизма, он сохраняет свой оптимизм и по-прежнему высоко ценит жизнь, считая ее высшим благом человека.
Испанское Возрождение
Испанское Возрождение представляет прежде всего Сервантес (1547-1616), автор знаменитого «Дон Кихота Ламанчского». Его судьба сложилась невероятно трудной, полной страданий и несчастий. Будучи на военной службе и участвуя в сражении, Сервантес получает серьезные ранения, вследствие чего его левая рука была паратизована. Затем он попадает в турецкий плен, где проводит пять лет. После ухода с военной службы его преследуют финансовые неудачи — он дважды сидел в долговой тюрьме. В конце жизни Сервантес уходит в монахи. Но даже после смерти судьба не становится к нему благосклонней. Место его могилы неизвестно. Не сохранилось ни одного его портрета.
Помимо «Дон Кихота» Сервантес является автором еше одного рыцарского романа — «Странствование Персилеса и Сихизмунда», незаконченного пасторатьного романа «Галатея», нескольких пьес и поэтических произведений, сборника «Назидательные новеллы». Однако мировую славу ему принес «Дон Кихот», который он начал писать, находясь в тюрьме. Этот роман стал величайшим шедевром мирового искусства.
Роман состоит из двух частей. Первая представляет собой пародию на рыцарский роман. В ней повествуется о том, как обедневший дворянин Алонсо Кихано, начитавшись рыцарских романов, сходит с ума, объявляет себя рыцарем Дон Кихотом Ламанчским и отправляется в странствие, чтобы бороться со злом. В качестве своего оруженосца он берет знакомого крестьянина Санчо Пансу. Повествование содержит много юмора, смешных и забавных сцен.
Во второй масти романа значительно усиливаются трагические мотивы. Теперь речь идет не столько о неудачах и безумствах Дон Кихота, сколько о крахе высоких идеалов и ценностей гуманизма. Они все больше входят в противоречие с меняющейся действительностью. Их носитель — Дон Кихот — становится уже не комическим, но трагическим героем.
Эпоха Возрождения была прежде всего духовным явлением. Она стала поворотным пунктом в эволюции западной культуры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции — тенденции от культуры к цивилизации.