Семья как социальный институт
Grandars.ru » Социология » Общество »

Семья как социальный институт

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью хозяйственной деятельности и общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Семьи классифицируют по трем основаниям:

  • по характеру брака — моногамные и полигамные;
  • по составу — индивидуальные (одна брачная группа) и составные (две или несколько брачных групп);
  • по характеру верховенства власти в семье — патриархальные (управляемые отцом или одним из братьев), матриархальные (управляемые матерью) и демократические (равенство супругов) (рис. 1).

Три признака семьи как социального института

Семья — особый социальный институт, специфика которого заключается в том, что он:

  • обладает устойчивой структурированной организацией из двух и более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами;
  • выступает как саморегулирующаяся система;
  • существует как санкционированный обществом союз.

Семья — это сложное образование, прошедшее в своем развитии ряд важнейших этапов. В первобытном обществе понятие «семья» было синонимом понятия «род», а социальное регулирование отношений между полами носило запретительный характер, общество преследовало браки, угрожающие его выживанию. Связанная с этим система запретов приводила к отрицанию сколько-нибудь длительных прав мужчины или женщины друг на друга.

Рис. 1. Классификация семьи

Наиболее характерно это выражалось в обычаях экзогамии и эндогамии.

Экзогамия (от др.-греч. внешний брак) — обычай, запрещающий браки внутри определенной общественной группы (например, рода, племени).

Эндогамия (от др.-греч. внутренний брак) — обычай заключения браков внутри определенной социальной общности (например, племени или касты). И сегодня в отдельных этнических и религиозных общинах проявляется тенденция к эндогамии.

С возникновением частной собственности и переходом к классовой структуре общества главной целью брачного союза стали увеличение богатства и обеспечение бесспорности происхождения наследника от определенного отца, жена была отдана под безусловную власть мужа.

В современных обществах брак представляет собой культурный феномен, санкционирующий более или менее постоянный союз между партнерами и обеспечивающий легитимность их потомства. В зависимости от традиций брак является либо моногамным (заключаемым в одно время с одним лицом), либо полигамным (заключаемым с двумя и более партнерами). Степень постоянства брачного союза также изменчива. Рост числа разводов приводит к «серийной моногамии», при которой большинство разведенных впоследствии снова вступают в брак.

В современном обществознании принято выделять нуклеарные и расширенные семьи. Нуклеарная семья — это семья, состоящая из мужчины и женщины (родителей) и их детей либо только из супругов. Признаки расширенной семьи: совместное проживание родственников разных поколений и совместная экономическая деятельность — владение собственностью, ведение хозяйства.

Социальный институт на примере семьи

Семья — это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др.

История семьи — фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых примитивных обществах семья — единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи.

В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры:

  • нуклеарная, состоящая из мужа, жены и их детей;
  • расширенная семья, включающая в себя нуклеарную вместе с многими родственниками — бабкой, дедом, внуками, дядьками, тетками, кузенами и кузинами. Этот список может быть продолжен.

Современное общество характеризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием нуклеарной семьи над расширенной.

Формы брака

Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи является брак — исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называется неполной семьей.

Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называют экзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени. Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союзс партнером другой расы или из низших слоев общества).

Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества — моногамию, т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуется полигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии: групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях; полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины.

Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразных макроструктурных изменениях и природе интимных отношений.

В некоторых исследованиях отмечается, что в период экономических спадов число разводов уменьшается, а в период экономического подъема, наоборот, возрастает. Может быть, причина этого в том, что развитое индустриальное общество открывает человеку альтернативные источники финансовой стабильности, служебного благополучия, нравственной и личной удовлетворенности.

Любая нестабильность в институте семьи противодействует устойчивому функционированию общества. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Так, в некоторых католических странах, например в Италии, традиционно развод был вообще невозможен. Только в конце XX в. итальянское общество сделало шаг навстречу тем, кто ошибся в выборе партнера и хотел бы расторгнуть брачный союз. В большинстве развитых стран в случае развода бывший супруг должен обеспечить своей бывшей супруге то материальное положение, которое она имела в замужестве. В России в подобных случаях происходит раздел имущества, выносится вердикт об оплате алиментов; дети, как правило, остаются с матерью.