С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным явлениям, может быть представлен системой из двух взаимосвязанных уровней: ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными; и структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.
Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, самому церковному строению, символизирующему устремленность верующих ввысь, ближе к Богу: алтарь в храме, иконы и т. п.
Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Различают два основных вида культовых действий: магические (колдовские) и умилостивительные. Значение последнего заключается в том, что верующие в ходе совершения религиозного действия обращаются к объекту поклонения с различными просьбами и пожеланиями, относящимися к личным судьбам верующих и событиям, происходящим в окружающем мире.
Религия — это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.
Вера возникла примерно 40-50 тыс. лет назад и прошла в своем развитии основные этапы:
первобытные религии:
- тотемизм: вера в родство с каким-либо животным и явлением,
- фетишизм: вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами,
- магия: колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо,
- анимизм: вера в души и духов;
политеистические религии — многобожие;
монотеизм — единобожие: буддизм (VII в. до н. э.), христианство, ислам.
Вера — это знание, которое основывается не на эмпирических фактах.
Признаки
Различают следующие основные структурные элементы религии:
религиозное сознание:
- религиозная идеология,
- религиозная психология (вера, эмоции, общение по поводу религиозной деятельности),
- соборность — единение;
религиозная деятельность:
- культовая (освящение, крещение, венчание),
- внекультовая (воскресные школы, издательская деятельность, миссионерство);
религиозная организация:
- церковь (церковно- и священнослужители, миряне),
- секты: отколовшаяся от церкви часть во главе с лидером.
Структура
Церковь — один из важнейших социокультурных институтов, представляющий собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых предписывает людям поступать соответствующим образом.
Церковь нужна обществу, поскольку единственная выступает постоянной духовной опорой миллионам людей, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.
Выделяют следующие характерные признаки церкви как социального института:
- наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе;
- церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, составляющей экономическую основу ее существования;
- наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.
Внутренняя структура института церкви представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая системы.
Выделяют следующие основные духовно-нравственные феномены церкви:
- религиозное сознание;
- религиозная психология;
- морально-этические правила.
Функции
Различают следующие основные социальные функции религии:
- регулятивная;
- мировоззренческая;
- компенсаторная;
- интегрирующая.
Регулятивная функция религии означает регулирование социального поведения своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения. Религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира. Именно религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида. Интегрирующая функция религии — способность объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.
Реализуя указанные функции на уровне не только индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.