Развитие общества

Общественное развитие. Типы социальной динамики

Общество — динамичная система. Поэтому важнейший вопрос социального познания связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В обществознании предложены четыре основных типа социальной динамики: (1) циклический, (2) линейный, (3) спиралеобразный, (4) ризомообразный (рис. 1, соответственно а, б, в, г).

Рис. 1. Типы социальной динамики

Циклическое представление о развитии общества — наиболее древнее. Для первобытного человека время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов — времен года, восходов Солнца, фаз Луны. Все повторяется и в социальной жизни: законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности, и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся.

Теории о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно тогда возникают представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель (установление царства божьего на земле) — круг распрямляется в прямую линию. Появляются идеи о цели истории, она приобретает смысл.

Спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д.

Ризомообразная концепция развития общества предложена философией постмодернизма. В ботанике ризомой (от фр. rhizome — корневище) называют корневище многолетних растений, в котором отсутствует стержневой корень. Ризома состоит из побегов, переплетенных между собой, растущих в непредсказуемых направлениях, постоянно отмирающих и вырастающих вновь. В применении к обществу ризома символизирует полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов.

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания. Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus — движение вперед) и регресс (от лат. regressus — движение назад). Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, а регресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

По своему характеру изменения делятся на революционные и эволюционные.

Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) — глубокое качественное изменение, резкий скачок в развитии. Термин «революция» может применяться к обществу в целом (аграрная или буржуазная революция) и к его отдельным элементам (научная революция, техническая, культурная). Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — постепенные количественные изменения. Эволюцию следует отличать от реформы — нововведения, не уничтожающего основ господствующей структуры. И эволюция, и реформа противопоставляются революции, но в разных отношениях. Говоря об эволюции, подчеркивают постепенность развития, говоря о реформах — неизменность структурной основы в ходе развития.

Модели социального развития

Модель общественного развития выделяются в зависимости от представлений исследователя о роли прогресса и революций, признания цели или бесцельности истории.

Формация

Формационная модель предложена марксизмом. Согласно этой модели, на каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности образующие экономическую систему. Именно она определяет образ жизни человека и общества. Все остальное — идеи, теории, мораль, право — всего лишь надстройка над экономическим базисом (фундаментом).

Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от этих условий выделяются пять общественно-экономических формаций:

  • первобытнообщинный строй,
  • рабовладельческое общество,
  • феодализм,
  • капитализм,
  • коммунизм.

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого — бесклассовое коммунистическое общество.

Цивилизация

Обычно формации противопоставляется цивилизация. Цивилизация — многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция — аграрная — сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация — индустриальная — основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.

Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Традиционная цивилизация

Индустриальная цивилизация

Цикличность развития, стабильность

Линейность развития, прогресс

Медленный темп развития

Высокий темп развития

Эволюционность, постепенность развития

Революционность, скачкообразность развития

Гармония с природой

Покорение природы

Традиционность

Инновационность

Приоритет общинной собственности над частной

Приоритет частной собственности над общинной

Низкая социальная мобильность

Высокая социальная мобильность

Контроль государства над обществом

Развитое гражданское общество

Высокая роль коллектива

Высокая роль личности

Локально-цивилизационная модель предполагает, что нет единой всемирной истории, а есть локальные циклы развития замкнутых цивилизаций, которые рождаются, расцветают, приходят в упадок и умирают.

Таблица 2. Характеристики традиционной, индустриальной и постиндустриальной цивилизаций

Фаза

Традиционная

Индустриальная

Постиндустриальная

Принцип, управляющий развитием

Традиционализм

Экономический рост

Центральное место знаний

Главный сектор производства

Заготовка сырья

Обработка

Услуги

Главный контингент рабочей силы

Крестьянин, занятый освоением природной среды

Рабочий, занятый переработкой материалов

Служащий, работающий с информацией

Управленческая группа,соединяющая ресурсы

Хозяин, владелец

Предприниматель, профессиональный руководитель

Исследователь, специалист, ведущий администратор

Основная производственная единица

Семья

Предприятие, завод, фабрика

Исследовательский институт, сервисный офис

Высший уровень потребностей

Основные бытовые потребности

Социальные потребности

Самореализация, потребность в знаниях

Перспектива времени

Направленность в прошлое

Адаптация к настоящему времени

Направленность в будущее. прогнозы, сценарии

Члены социальной коммуникации

Человек — природа

Человек — машина

Человек — человек

Движущая сила

Природные ресурсы, физическая сила

Созданная энергия

Информация, обработка знаний

Стратегический ресурс

Продукты питания Сырье

Реальный капитал, «свод правил», ноу-хау

Образование, умственный капитал

Технология

Ручной труд

Механизированная технология

Умственная технология

Метод, управляющий решениями

Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт

Эмпиризм, испытательное исследование

Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п.