Место и роль программы в социологическом исследовании

Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает в себя: определение проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный системный анализ объекта исследования, характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и опера- ционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; описание методов сбора данных; описание схем анализа данных. Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются формулировкой гипотез. Ко второму — описание методов сбора, обработки и анализа данных.

Процессы разработки социологической теории и накопления фактического материала представляют собой органическое единство. Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, модели обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки его программы, удачного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез. В противном случае социологическое исследование не может привести к ожидаемым теоретическим выводам, эффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает значительных материальных затрат.

Подготовка исследования

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три этапа: подготовительный, основной и завершающий. На подготовительном этапе необходимо разработать программу исследования. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей исследовательской работы.

Программа социологического исследования (ПСИ) — это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, гипотезы, средства изучения конкретного социального объекта.

Структура программы исследования включает два основных раздела — методологический и методический (методико-процедурный).

Методологический раздел состоит из следующих этапов:

  • формулирование проблемы, объекта и предмета исследования;
  • определение цели и задачи исследования;
  • предварительный системный анализ объекта;
  • интерпретация основных понятий;
  • выдвижение гипотез исследования.

Методический раздел содержит такие этапы, как:

  • разработка стратегического плана исследования;
  • определение обследуемой совокупности социальных объектов:
  • разработка методического инструментария исследования;
  • характеристика методов, основных процедур и порядка сбора.
  • обработки и анализа первичных эмпирических данных;
  • формирование организационного плана.

Проведение социологического исследования следует начинать с определения и обоснования проблемы исследования, т.е. реального жизненного противоречия, или проблемной ситуации, возникшей в функционировании социального объекта. Любая социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя — определенную общность, их деятельность в рамках социальных институтов.

Объектом исследования является какая-либо область социальной действительности, содержащая проблему.

Предметом исследования выступают значимые стороны объекта. подлежащие изучению.

Под целью исследования понимается общая направленность исследования и конечный результат всей научной работы. Задачи исследования конкретизируют поставленную цель и представляют собой действия, которые планируется совершить для достижения цели.

Важную роль в программе исследования отводят системному анализу объекта исследования. Под системным анализом объекта понимается построение его концептуальной (гипотетической) модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.

Обязательным условием научного исследования также является интерпретация (уточнение) основных понятий, предполагающая точное объяснение используемых категорий.

С выдвижения и формулирования гипотезы, т.е. научно обоснованного предположения, которое в ходе исследовательской работы предстоит подтвердить или опровергнуть, завершается первый методологический раздел программы исследования, после чего можно перейти ко второй ее части.

План

Методический (методико-организационный) раздел программы социологического исследования начинается с разработки плана. Стратегический план исследования составляется в зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также других факторов. Уровень знаний об исследуемом объекте определяет характер плана, который может быть поисковым, описательным или экспериментальным.

Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования, т.е. решение проблемы должно начинаться с общего поиска.

Исследования по описательному плану помогают упорядочить и установить соотношения между известными факторами.

Экспериментальный план социологическою исследования имеет целью выявление причинно-следственных связей объекта.

Выборка

В плане должно быть четко указано, является исследование сплошным или выборочным. Сплошное исследование охватывает генеральную совокупность, под которой понимается вся совокупность людей с заданными социальными признаками, подлежащая обследованию. Выборочное исследование изучает выборочную совокупность (выборку), представляющую собой часть генеральной совокупности, отобранной по специальным параметрам. Выборка — это уменьшенная копия (модель) объекта исследования.

Существуют следующие методы определения выборки:

  • случайная (стихийная) — выбор «первого встречного»;
  • механическая — из генеральной совокупности через равные промежутки отбирают необходимое число респондентов;
  • серийная — генеральная совокупность разбивается на однородные части, из которых пропорционально выбираются единицы анализа;
  • гнездовая — выбор для изучения определенной характерной группы (гнезда) из всей генеральной совокупности;
  • основного массива — опрос 60-70% генеральной совокупности:
  • квотная — отбор определенного числа респондентов как минимум по четырем признакам, используется обычно при большой генеральной совокупности.

Репрезентативность

Определение метода выборки зависит от характера решаемых в исследовании задач. При этом основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, т.е. способность выборочной совокупности отражать основные характеристики генеральной. Выборка считается репрезентативной (достоверной), если ее отклонение от генеральной совокупности, так называемая ошибка выборки, не превышает 5%. Сами требования к репрезентативности зависят от типа исследования.

В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, дневников наблюдений, наличие фото-, кино- и радиоаппаратуры и т.д.

Что представляет собой анкета и каковы требования к ней? Составление любой анкеты — дело очень ответственное и трудное. Грамотная анкета определяется правильной постановкой вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в соответствии с решением поставленных задач исследования. Анкетные вопросы классифицируются по следующим критериям:

  • содержание — вопросы о фактах сознания и поведения личности респондента;
  • форма — открытые (без предварительно сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с предложенными вариантами ответов предусматриваются свободные ответы), закрытые (с заранее сформулированными ответами);
  • функции — основные (направлены на сбор информации по теме), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса и контрольные вопросы для проверки искренности респондента).

Методический раздел программы, кроме рассмотренного инструментария, включает другие вспомогательные материалы: рекомендации по обработке и анализу социологической информации, выбраковке анкет и т.д. Отметим, что первичной информацией в социологии называют данные, полученные в результате собственной исследовательской работы, а вторичной — «чужие» данные, т.е. полученные кем-то другим и опубликованные в печати.

План обработки первичного материала предусматривает выбор соответствующих математических методов ее обработки, технических средств и места обработки.

Организационный (рабочий) план исследования — это документ, в котором в строгой хронологической последовательности расписывается перечень необходимых работ по видам, определяются характер, структура, контроль за проведением основных этапов исследования. Другими словами, в нем указано, что, кому и когда делать.

С разработкой программы в составе методологического и методического (методико-организационного) разделов завершается подготовительный этап исследования и начинается следующий - основной этап. Данный этап включает в себя проведение пилотажного исследования: полевой этап (сбор данных); подготовку данных к обработке и ввод в компьютерную обработку; интерпретацию полученных результатов: подготовку отчета.