Процесс социализации

Grandars Социология Теория социологии

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Социализация как процесс представляет собой усвоение индивидом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентиров, а также их передачу обществом.

Агенты социализации (семья, институты образования, трудовой коллектив, государство, СМИ, церковь и др.) осуществляют эту передачу (родители, друзья, соседи, тренеры, учителя, духовные наставники, детские учреждения, школа, институт, средства массовой информации, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом)).

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

  • Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  • Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  • Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  • Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  • Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии

Основные стадии социализации:

  • ранняя (до школы);
  • обучение;
  • социальная зрелость;
  • завершение жизненного цикла.

В каждый период процессы социализации имеют свою специфику, своих агентов социализации, поскольку в действие вступают различные социальные институты.

На первой стадии агентом социализации становится прежде всего семья. Цель социализации данного периода — формирование у ребенка мотивации и привязанности к другим людям. В возрасте от трех лет на ребенка влияют дополнительные агенты социализации: няня, друзья, учителя, воспитатели, врачи. В это время социализация заключается в приобщении ребенка к мыслительным и познавательным навыкам, обучении читать, считать, осваивать сложные системы различных правил.

На первых этапах основными агентами социализации чаше всего выступают первичные группы (разновидность малых групп). Их отличительный признак — непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов. Группы характеризуются высокой степенью эмоциональности контактов и тем, что именно в них индивид получает первый опыт социального единства (семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и т. д.).

Через первичную группу осуществляется социализация индивида, освоение им образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Основной объект социализации — малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т. д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними.

Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становится человеком благодаря своему взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

В дальнейшем агентом социализации выступают и средства массовой информации, которые наравне с другими агентами могут формировать представления о ценностях и нормах поведения в обществе, особенно активно в этом плане телевидение.

1.605 сек.