Глобализация

Глобализация — это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.

Причины глобализации

  • Появление высоких технологий, переход от индустриального общества к постиндустриальному, возрастание информационной связи между странами, появление глобальной сети Интернет.
  • Развитие международной экономики, сотрудничества стран, появление транснациональных корпораций, экономических союзов.
  • Необходимость мировым сообществом совместно решать вопросы времени — политические, экономические, глобальные проблемы.
  • Возросший интерес к изучению культуры и истории других стран, расширение возможностей туристического бизнеса.

Факторы

Глобализация — это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую единым и характеристикам и. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:

  • электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;
  • технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;
  • формирование глобальных идеологий, таких, как экологическое или правозащитное движение.

Формы глобализации

Экономическая (расширение экономических связей, совместное производство, внешняя торговля и т.д.; создание международных финансовых организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, всемирная торговая организация и др.).

Политическая (создание политических союзов и блоков, например, ООН)

Духовная (туризм, диалог культур)

Позитивные последствия глобализации

  • Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта и импорта и др.
  • Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции.
  • Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем.
  • Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.

Негативные последствия глобализации

  • Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.
  • Насаждение стандарта производства, процесс унификации, потеря отечественной промышленностью своих национальных черт.
  • Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры.
  • Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов.
  • Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.

Характерные черты и тенденции глобализации

Под глобализацией понимают процесс объединения экономик стран мира, создание единого правового, экономического и информационного пространства.

Характерными чертами глобализации являются:

Усиление роли ТНК

Транснациональные компании (TНK) - хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах, и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент. Как правило, ТНК являются национальными по капиталу и международными по месту приложения.

Создание компьютерной сети Интернет

Интернет — всемирная компьютерная сеть, созданная в США как ресурс Минобороны в 1969 г. и рассекреченная в общемировой доступ в начале 1990-х гг. Дает возможность:

  • мгновенно вступать в контакт с любым пользователем в каждой точке земного шара, проводить интернет-конференции, совещания в режиме реального времени в мультимедийном режиме;
  • получать доступ к неограниченному объему информации;
  • общаться с любыми референтными группами и представителями различных элит, тем самым ликвидируя фактор статусных различий;
  • использовать в качестве средства досуга и развлечения;
  • выступать в качестве обучающего инструмента;
  • осуществлять ведение бизнеса;
  • рекламировать товары и услуги;
  • обеспечивать мобильную связь и комфортность существования;
  • значительно повышать эффективность взаимодействия граждан и правительства;
  • организовывать СМИ в режиме реального времени.

Наличие и развитость Интернета является показателем включенности стран в глобальное пространство.

Рост мегаполисов

Мегаполисы — крупные города с развитой инфраструктурой. насчитывающие несколько миллионов жителей. Они могут считаться новыми формами урбанизации.

Мегаполисы для стран являются:

  • посредниками вступления в глобальное пространство;
  • центрами экономического, технологического, политического, культурного развития.

Стандартизация и унификация

Важными признаками глобализации являются:

  • стандартизация промышленной продукции;
  • унификация ведения отчетности, документации, международного законодательства и пр.

Распространение по всему миру английского языка.

В глобальном обществе существует необходимость в языке, понятном для всех. Выделению английского языка в качестве языка мировой глобализации способствовали следующие факторы:

  • политическое и военное могущество стран, говорящих на данном языке;
  • сильная экономика и действие ТЫ К в глобальных масштабах;
  • научно-техническая революция и наличие высокого уровня на- учно-технических исследований;
  • большое количество бывших английских колоний;
  • победа Великобритании и США в Первой и Второй мировых войнах; доминирование в послевоенную эпоху;
  • распространение средств массовой информации;
  • распространение рекламы;
  • успех носителей языка;
  • распространение Интернета.

Следует отметить, что современные процессы глобализации, по мнению специалистов, имеют противоречивый характер. Так, с одной стороны, открываются новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, расширения и углубления международною сотрудничества, а с другой — увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, подрываются национальные валюты и экономики, обостряются экономические проблемы, создаются условия для манипулирования массовым сознанием с помощью новейших информационных технологий.

Манипуляция массовым сознанием

Манипуляция массовым сознанием — разновидность психологического воздействия, результатом которого является скрытое возбуждение и появление у адресата намерений, не совпадающих с его действительными желаниями.

С развитием средств массовой коммуникации появилась возможность влиять на сознание масс всего мира. Технологии изменения массового сознания называются high-hume. Они опираются на такие средства, как: телевидение, кино, массовое искусство, глобальная сеть.

Телевидение способно формировать сознание или создавать у зрителя требуемую реальность, не имеющую связи с действительностью.

Опасность манипуляций сознанием заключается в таких факторах, как:

  • потеря адекватного восприятия реальности в мировых масштабах;
  • нивелирование человеческой личности;
  • использование масс в различных «грязных» политических процессах.

В заключение отметим, что глобализация, как бы мы ее ни оценивали, представляет собой факт современного существования. Глобализация — это необратимый процесс, естественный ход мирового развития со всеми своими плюсами и минусами.