Глобализация — это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.
Причины глобализации
- Появление высоких технологий, переход от индустриального общества к постиндустриальному, возрастание информационной связи между странами, появление глобальной сети Интернет.
- Развитие международной экономики, сотрудничества стран, появление транснациональных корпораций, экономических союзов.
- Необходимость мировым сообществом совместно решать вопросы времени — политические, экономические, глобальные проблемы.
- Возросший интерес к изучению культуры и истории других стран, расширение возможностей туристического бизнеса.
Факторы
Глобализация — это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую единым и характеристикам и. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:
- электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;
- технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;
- формирование глобальных идеологий, таких, как экологическое или правозащитное движение.
Формы глобализации
Экономическая (расширение экономических связей, совместное производство, внешняя торговля и т.д.; создание международных финансовых организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, всемирная торговая организация и др.).
Политическая (создание политических союзов и блоков, например, ООН)
Духовная (туризм, диалог культур)
Позитивные последствия глобализации
- Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта и импорта и др.
- Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции.
- Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем.
- Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.
Негативные последствия глобализации
- Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.
- Насаждение стандарта производства, процесс унификации, потеря отечественной промышленностью своих национальных черт.
- Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры.
- Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов.
- Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.
Характерные черты и тенденции глобализации
Под глобализацией понимают процесс объединения экономик стран мира, создание единого правового, экономического и информационного пространства.
Характерными чертами глобализации являются:
Усиление роли ТНК
Транснациональные компании (TНK) - хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах, и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент. Как правило, ТНК являются национальными по капиталу и международными по месту приложения.
Создание компьютерной сети Интернет
Интернет — всемирная компьютерная сеть, созданная в США как ресурс Минобороны в 1969 г. и рассекреченная в общемировой доступ в начале 1990-х гг.
Рост мегаполисов
Мегаполисы — крупные города с развитой инфраструктурой. насчитывающие несколько миллионов жителей. Они могут считаться новыми формами урбанизации.
Стандартизация и унификация
Важными признаками глобализации являются:
- стандартизация промышленной продукции;
- унификация ведения отчетности, документации, международного законодательства и пр.
Распространение по всему миру английского языка.
В глобальном обществе существует необходимость в языке, понятном для всех.
Следует отметить, что современные процессы глобализации, по мнению специалистов, имеют противоречивый характер. Так, с одной стороны, открываются новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, расширения и углубления международною сотрудничества, а с другой — увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, подрываются национальные валюты и экономики, обостряются экономические проблемы, создаются условия для манипулирования массовым сознанием с помощью новейших информационных технологий.
Манипуляция массовым сознанием
Манипуляция массовым сознанием — разновидность психологического воздействия, результатом которого является скрытое возбуждение и появление у адресата намерений, не совпадающих с его действительными желаниями.
С развитием средств массовой коммуникации появилась возможность влиять на сознание масс всего мира. Технологии изменения массового сознания называются high-hume. Они опираются на такие средства, как: телевидение, кино, массовое искусство, глобальная сеть.