В настоящее время известно более 500 определений понятия «культура», предложенных в самых разных отраслях науки и практики. Для социологической науки наиболее удачным является определение Э. Тайлора:
Культура представляет собой сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и любые другие умения и привычки, усвоенные человеком как членом общества.
Другие определения
Можно выделить следующие аспекты или подходы к пониманию явления культуры:
генетический — оценивает культуру как возникающие в ходе общественного развития отличия человеческой жизнедеятельности от других форм биологической жизни: «Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков» (З. Фрейд);
гносеологический — понимает под культурой совокупность знаний и представлений о мире: «Культура — это интеллектуальный аспект искусственной жизни, которую человек создает в ходе своей социальной жизни» (А. Моль);
аксиологический — представляет культуру совокупностью ценностей и смыслов: «Культура — воплощенные ценности» (Н.З. Чавчавадзе);
нормативный — изучает культуру в качестве системы, регулирующей поведение человека в обществе: «Культура — система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом» (Ю.А. Жданов и В.Е. Давидович);
информационный — описывает культуру как способ хранения и передачи социально значимой информации: «Культура — система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека» (В.А. Конев);
деятельностный — рассматривает культуру как процесс деятельности человека и общества: «Культура — это специфически человеческий способ деятельности» (Э.С. Маркарян), гуманистический аспект данного подхода обращает внимание на процесс производства самого человека (В.М. Межуев), а социологический аспект — на процесс создания общества (К. Клакхон);
системный — исходит из того, что культура является системообразующим фактором человеческого способа существования: «Культура — единство всех форм традиционного поведения» (М. Мид).
Подходы к определению культуры
В общем виде выделяют три подхода в определении культуры — антропологический, социологический и философский.
Таблица 1. Основные подходы в изучении культуры
Параметр сравнения |
Подход |
|||
Философский |
Антропологический |
Социологический |
Интегралистский |
|
Краткое определение |
Система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности |
Система артефактов, знаний и верований |
Система ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей |
Метасистема деятельности |
Существенный признак |
Универсальность/всеобщность |
Символический характер |
Нормативность |
Комплексность |
Типичный структурный элемент |
Идеи и их материальное воплощение |
Артефакты, верования, обычаи и т.д. |
Ценности, нормы и значения |
Предметные и организационные формы |
Главная функция |
Креативная (творение бытия человеком или для человека) |
Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей |
Латентность (поддержание образца) и социализация |
Воспроизводство и обновление самой деятельности |
Приоритетный метод исследования |
Диалектический |
Эволюционный |
Структурно-функциональный |
Системно-деятельностный |
Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода — не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть. Как правило, сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности но преобразованию окружающего мира и самих людей.
В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком, причем посредником между этими двумя мирами выступает человеческая деятельность, которая рассматривается предельно широко как технология и производство культуры, как производство не только материального окружения, но и всего социального бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного. Безусловно, эти попытки заслуживают внимания, но они подчеркивают лишь отдельные аспекты, сужая понятие культуры.
Суть антропологического подхода — в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.
В рамках антропологического подхода предложено более всего определений культуры.
Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.
Интегралистский подход к исследованию культуры формируется именно так и дополняется возможностями философского подхода.
Во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные черты культуры, но в то же время каждому определению присущи недостатки и принципиальная неполнота. Тем не менее можно выделить ряд важнейших характеристик культуры.
Культура — это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы. Этот искусственный мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.