Политическое господство
Grandars.ru » Социология » Политология »
« вернуться Политология

Политическое господство

Особенности политической власти

Политическая власть — институционализированные отношения господства и подчинения, возникающие на основе договорных обязательств между большими социальными общностями (классами и сословиями, обществом и государством, между государствами).

Необходимо различать понятия «политическая власть» и «государственная власть». Первое значительно шире второго, так как государство является лишь частью политической системы, а государственная власть лишь частью политической власти.

Любой вид власти в обществе возникает в определенной сфере и имеет свои пределы компетенции. Например, родительская власть имеет место во взаимоотношениях родитель — ребенок, экономическая власть — в экономических отношениях и т. д. Политическая власть имеет ряд отличительных признаков от иных видов власти, а именно:

  • всеобщий, обязательный характер власти и верховенство над всеми иными видами власти;
  • монополия на регламентацию политической жизни, на издание указов, распоряжений и т. п.;
  • право на насилие — легальность и монополия в использовании силы в пределах своей страны;
  • возможность использования самых разнообразных ресурсов для достижения своих целей;
  • политическая власть представляет собой специфический ресурс — «всеобщий эквивалент», обеспечивающий доступ к другим ресурсам.

Власть нельзя сводить только к господству и подчинению (принуждению, насилию и пр.). В обычных условиях власть имеет символический характер; миллионы людей «добровольно» выполняют требования законов и не ощущают давления со стороны власти. Принуждение действует как некий символический посредник, как эквивалент, определяющий грань между нормой и отклонением. Оно применяется только в том случае, если нарушение имело место.

Частое применение насилия со стороны власти свидетельствует о нестабильности общественных отношений. Это признак того, что либо власть действует неадекватно своим функциям, либо значительная часть граждан оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые требования.

В демократических политических системах политическая власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение создает механизм сдержек и противовесов, основная задача которого состоит в том, чтобы не допустить узурпацию (захват) всей полноты власти одной из ветвей. Однако на деле установить паритет властей не всегда удается. Так, в России в последние 10-15 лет явно доминирует исполнительная власть во главе с президентом.

Политическая власть и политическое господство

Одним из ключевых понятий в политологии является «политическое господство». Его нельзя рассматривать как доминирование, угнетение, подавление и т. д.

Политическое господство — это структурирование отношений власти в обществе, когда создаются условия (система институтов) для того, чтобы одни имели возможность издавать указы и распоряжения, другие — их исполнять.

Власть и господство тесно связаны между собой. Однако не всякая власть означает господство. Можно захватить власть, можно провозгласить суверенитет власти на определенной территории или в той или иной стране, но если там не будут созданы соответствующие структуры власти, а значительная часть населения не будет подчиняться этой «провозглашенной» власти, то политического господства там не возникнет.

Господство предполагает, что власть принимает институциональные формы, создается устойчивая система политического управления, при которой одни управляют, а другие подчиняются.

Власть — не только сила и воля властвующего, но и осознание зависимости и готовность подвластного подчиняться. Когда власть прибегает к насилию — это верный признак того, что структурированная система господства и подчинения нарушена. Наглядным примером такого нарушения системы политического господства являются события в Чечне в начале 90-х гг. XX в.

Типология легитимного господства по М. Веберу

Природа и основа политической власти в политической науке описываются с помощью понятий «легальность» и «легитимность». Под легальностью понимается законность власти. Понятие же «легитимность», введенное в политологию М. Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, существуют три типа легитимного господства.

Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную и сословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. Однако но мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная.

Харизматический тип господства (от греч. charisma — божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизма структуру общества.

Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам — законам.

Механизмы легитимизации власти

Вслед за М. Вебером многие политологи обращались к проблеме легитимности власти. С. Липсет под легитимностью понимал убежденность масс в необходимости сохранения данного политического порядка. «Легитимность, — отмечал он, — подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества». Французский социолог П. Бурдье связывает легитимность со скрытой верностью. Т. Парсонс полагает, что в основе легитимации — приверженность определенным ценностям. Современные политологи предлагают различать легитимность политических лидеров, легитимность политических институтов и легитимность политических режимов.

Обеспечение легитимности власти — ее легитимизация — предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимизации власти.

Социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизм массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства; веру в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей; чувство компетентности и иллюзию контроля.

Политическое участие граждан, прежде всего в форме выборов, позволяет гражданам ощутить собственную причастность к власти, ее зависимость от интересов и настроений граждан.

Политическая социализация — процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Данный механизм обеспечивает поддержку власти на основе существующих норм и ценностей.

Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности, также можно рассматривать как один из механизмов легитимизации власти. Убежденность в существовании персонифицированных угроз обществу и в возможности власти нейтрализовать эти угрозы способствует сплочению общества вокруг власти.

В противоположность легитимизации власти, процессы делегитимизации — разрушения и кризиса легитимности — ведут к утрате поддержки власти со стороны общества.

Причинами упадка и кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и узкокорпоративными ценностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность власти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти.

Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который в свою очередь может вызывать радикальные перемены в политической системе.