Политическая активность — форма включения субъекта в политику, совокупность его действий для достижения коллективных целей.
Она может проявляться как политическое поведение (участие) и политическая деятельность.
Субъектами политической активности могут выступать общности и организации, а также личности, которые проявляют ее от имени и (или) во имя общности.
Политическое поведение (участие) — это активность субъектов в рамках предложенных им профамм реализации их коллективных интересов.
Существует два вида участия:
- участие с низкой вовлеченностью. Оно проявляется в выполнении распоряжений властных органов;
- участие с высокой вовлеченностью, которое предполагает активность в составе общественных движений, политических партий, групп интересов и др.; это может быть посещение митингов, участие в политических демонстрациях, избирательных кампаниях, коллективных обращениях и т. д.
Политическое участие — это своего рода характеристика политической активности граждан, посредством которой они на индивидуальной или групповой основе оказывают (или пытаются оказать) влияние на такие процессы, как формирование и деятельность органов государственной власти и негосударственных политических организаций, на принятие и реализацию политических решений, формирование и функционирование политических институтов.
Типы политического участия
В современной политической науке различают несколько типов политического участия.
По степени правовой обоснованности обычно выделяют такие типы политического участия:
- легальное, осуществляемое на основе прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в конституции и соответствующих законодательных актах. Поскольку эти права непосредственно связаны с осуществлением народовластия, суверенитетом народа, то они, как правило, предоставляются только гражданам соответствующего государства;
- нелегальное, осуществляемое способами и в формах, не следующих из основных прав, свобод и обязанностей граждан в области государственной и общественно-политической жизни или запрещенных законодательными актами, постановлениями и решениями органов государственной власти (участие в демонстрациях, митингах и других формах протеста с нарушением закона, политические голодовки, акции самосожжения, отказ повиноваться несправедливым законам и т.п.).
По степени интенсивности выделяют следующие типы политического участия:
- «активные» — руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность на выборных должностях в представительных органах власти, организация предвыборных кампаний, участие в выборах и референдумах, работа в партийных организациях;
- «промежуточные» — участие в политических собраниях, поддержка политических партий денежными пожертвованиями, контакты с политическими лидерами и государственными деятелями;
- «наблюдательные» — ношение на демонстрациях транспарантов, приватное обсуждение политических событий, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования.
По степени политической рациональности выделяют следующие типы политического участия:
- инструментальные, опирающиеся на четкие процедуры политической активности, имеющие рациональный характер;
- неинструментальные, выступающие проявлением более или менее стихийной политической активности и опирающиеся на политические действия, не имеющие процедурного характера.
Формы политического участия
В современных демократических странах участие граждан в политической жизни проявляется в таких основных формах, как выборы и референдумы, а также в различных формах давления на органы государственной власти и местного самоуправления.
Выборы — это способ формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством голосования. Выборы можно разделить на общегосударственные и местные; очередные и досрочные; основные и дополнительные; президентские и парламентские; всеобщие и частичные (если избирается, например, часть парламента); прямые и косвенные (многоступенчатые); альтернативные и безальтернативные (если выдвигается только один кандидат); однопартийные, многопартийные и беспартийные. Выборы в органы государственной власти и местного управления осуществляются на основе избирательного права. Реализация гражданами избирательного права является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.
Избирательное право представляет собой: 1) право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления; 2) совокупность правовых норм, регулирующих избирательную систему.
Для современных демократических государств характерны три принципа участия граждан в выборах:
- принцип всеобщности, означающий, что оно предоставляется максимальному числу взрослого населения за некоторым исключением;
- принцип равенства, означающий, что все избиратели голосуют на равных условиях и располагают прежде всего одинаковым числом голосов (как правило, одним), а также означающий равенство прав кандидатов в избирательном процессе;
- принцип тайны голосования, гарантирующий гражданам свободу выбора, защищающий их от возможного давления заинтересованных лиц или организаций. Тайна голосования предполагает, что каждый избиратель голосует лично, получает избирательный бюллетень одинакового образца, заполняет бюллетень в скрытом от чужих глаз помещении, лично опускает избирательный бюллетень в урну.
Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — один из институтов непосредственной демократии, представляющий собой голосование избирателей по какому-либо вопросу государственной или общественной жизни.
По территориальному признаку референдумы бывают:
- общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории;
- местные, организуемые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.
По предмету голосования выделяют референдумы:
- конституционные, предметом которых является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа и поправки к конституции;
- законодательные, предметом которых может быть либо проект закона, либо закон, уже вступивший в силу.
По правовой значимости референдумы бывают:
- консультативные (народные опросы), проводимые с целью выяснения мнения избирателей по какому-либо вопросу, решение по которому принимают органы государственной власти;
- «решающие», которые проводятся для окончательного решения того или иного вопроса избирателями. Такие референдумы бывают либо утверждающими (например, избирателям предлагается большинством голосов утвердить законодательный акт, еще не вступивший в силу), либо отвергающими (избирателям, наоборот, предлагается большинством голосов отменить законодательный акт, уже вступивший в силу).
Выделяют также референдумы:
- обязательные — референдумы, необходимость проведения которых предусмотрена конституцией или иным конституционно-правовым актом (например, вопрос об изменении конституции);
- факультативные — референдумы по различным вопросам внутренней жизни и внешней политики, проводимые по воле того или иного государственного органа или определенного числа избирателей.
Формой референдума в некоторых странах является плебисцит — опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает.
Современные политологи по-разному оценивают референдумы. Одни считают, что это — высшее проявление демократии и непосредственного волеизъявления народа. Другие, наоборот, рассматривают референдум как проявление тирании большинства, в результате которого народ, не разобравшись в сути вопроса, может принять губительные для государства решения.
Кроме того, референдумы при примерно равном числе проголосовавших «за» и «против» могут привести к социальным конфликтам с весьма негативными последствиями. Можно сказать, что референдум — весьма деликатный способ привлечения граждан к непосредственному управлению государством, поэтому он должен проводиться с учетом всех его плюсов и минусов и в строгом соответствии с законом.
Легальные формы политического участия
Политическая демонстрация (от лат. demonstrate — показывание) представляет собой массовое шествие, организованное определенной группой граждан с целью публичного выражения их политических настроений и политических требований. Атрибутами демонстрации являются политические плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Политические демонстрации могут носить протестный или оппозиционный характер, а могут быть направлены на поддержку правящего режима.
Политический митинг (от англ. meeting — собрание) — массовое собрание граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем текущей политической жизни, а также для выражения политической солидарности или протеста. Обычно митинг заканчивается принятием резолюции, содержащей определенные политические требования. Атрибутом митинга являются звукоусиливающие технические средства.
Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов политического характера.
Пикетирование — форма публичного выражения общественного мнения по поводу той или иной политической акции, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Политическая забастовка (от итал. basta — хватит, довольно) — коллективное организованное прекращение работы в организации или предприятии с целью добиться от государства выполнения каких-либо требований (изменение законодательства, смены правительства и др.).
Политическая петиция (от лат. petition — прошение) — индивидуальное или коллективное прошение граждан, подаваемое в письменном виде в органы государственной власти.