Grandars.ru » Социология » Социологическое исследование »

Опрос в социологии как метод получения первичной информации

Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий письменное или устное обращение к респондентам. В социологии 90% всей получаемой информации приходится на этот метод.

Опрос может проводиться в форме:

Опрос, проводимый в письменной форме, называется анкетированием — это самый распространенный метод сбора информации о человеческой субъективности, т.е. о мыслях и чувствах людей, их мнениях и настроениях, жизненных планах. Анкетирование может быть индивидуальное и групповое, очное и заочное (например, через почту, газету, журнал и т.д.).

Интервьюирование — это целенаправленная беседа исследователя с респондентом, позволяющая получить более глубокие и точные сведения об индивидуальных особенностях сознания людей.

По форме проведения интервью бывает прямое (лицом к лицу) и опосредованное (телефонное интервью).

По технике проведения выделяют три вида интервью:

  • формализованное (стандартизированное) — проводимое по заранее разработанным вопросам и вариантам ответов:
  • фокусированное — менее формализованное интервью, имеющее целью сбор информации по узкой, конкретной тематике;
  • неформализованное (нестандартизированное) — предполагает свободную, непринужденную беседу.

При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:

  • не допускать своей интерпретации формулировки вопросов:
  • не оказывать давление на респондента, желая услышать ответ, удобный вам;
  • не допускать собственного толкования вопросов;
  • задавать вопросы в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой.

Виды опроса

Существуют две основные разновидности социологического опроса — анкетирование (письменный опрос) и интервьюирование (устный опрос).

Рис. 1. Виды и методы опроса.

В свою очередь, каждый из этих видов опроса разделяется на множество подвидов:

  • по числу опрашиваемых (групповой и индивидуальный);
  • по месту проведения (дома, на работе и в целевых аудиториях — посетители клуба, пациенты в поликлинике и т.п.).

Анкеты можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых:

  • раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассылаемая по почте);
  • прессовая (публикуемая в газете или журнале).

Кроме того, виды опросов можно классифицировать по другим критериям, а именно:

  • количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа);
  • письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью);
  • очные и заочные;
  • стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные;
  • клинические и фокусированные;
  • направленные и ненаправленные;
  • пробные (пилотажные, зондажные, экспресс- опросы) и основные (как главный способ сбора первичной информации);
  • массовый опрос (для респондентов-неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов в той или иной области).

При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятельство — вопросник, т.е. соответствующая исследовательскому замыслу и логически выстроенная система вопросов — адресованных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утвердительной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответа. Вопросник — более широкий термин, чем анкета. Он применим по отношению как к анкетированию, так и интервью. В свою очередь, анкета — это документ опроса («Анкета для рабочего») и метод опроса (т.е. анкетирование). В западных методиках анкетой называется вопросник (questionnaire), который чаще всего заполняется с помощью интервьюеров, но иногда рассылается по почте либо раздастся респондентам для самостоятельного заполнения.

Анкетирование

При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:

  • анкетирование путем публикации вопросника в газете, журнале, книге (прессовое);
  • путем раздачи анкет группе респондентов.

В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов.

Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства.

Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.

В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.

В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы.

Требования к анкете:

  • необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты;
  • на титульном листе анкеты должно быть название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место и год издания;
  • вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться.

Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.

По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения.

По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню».

В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респонедента по рассматриваемой проблеме.

Интервью

Интервью является специфическим видом опроса. Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации).

Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего.

Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку.

Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.

Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы.

Социально-статистическая диагностика позволяет получить мнение о различных социально-экономических преобразованиях, работе государственных и муниципальных органов управления, влиянии телевидения на молодежь и другие группы населения.