Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием.
Формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения.
Господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу как «задающему» объем получаемых знаний, обучение определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе, и нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей.
Неформальное образование — это несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям.
Процесс образования — одна из подсистем социальной системы, в которой формируются устойчивые, стандартизированные образцы поведения (статусы и роли).
Система образования — тип социальной организации с присущей ей социальной структурой, т. е. совокупностью взаимосвязанных социальных позиций и ролей, посредством которых осуществляются различные типы деятельности.
Функции
Образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов общества, выполняющего ряд специфических функций:
- трансляция и распространение культуры в обществе; формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе;
- социальная селекция. Структура образовательного процесса дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся;
- социальное и культурное изменения как прерогатива современного института образования. Реализуется двумя взаимосвязанными способами: в процессе научных исследований, научных достижений и открытий в стенах вузов и благодаря специализации различных методов педагогической деятельности.
Структура
Социология исследует также внутреннюю структуру системы образования, прежде всего в плане преемственности отдельных ступеней и звеньев.
Дошкольное образование представлено системой дошкольных учреждений, которые в лучшие для отечественной системы образования годы посещали более половины детей. Детский сад призван помогать семье в воспитании. Главные и первые педагоги ребенка — его родители, которые чаще всего не имеют необходимых знаний. Существует гипотеза, утверждающая, что именно на дошкольной ступени воспитания и образования ребенка общество несет самые главные потери.
Следующая ступень — школа, начальная — три или четыре года обучения, основная — пять лет обучения, средняя школа — еще два года обучения. Школа — основной базисный институт в современной системе образования, величайшее достижение цивилизации. Действительно, знание алфавита вводит человека в храм духовной культуры.
Внешкольное образование — музыкальные, спортивные школы, станции юных туристов, натуралистов, центры технического и художественного творчества. Их деятельность обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, подростка.
Следующая ступень — профессиональная школа, представленная училищами, колледжами, вузами различного типа. Главная проблема — профессиональный выбор при переходе от общеобразовательной школы к профессиональной. Большинство социологических исследований образования сосредоточено именно здесь, поскольку общественные потребности в профессиональной подготовке и личные устремления школьников не всегда совпадают.
В настоящее время все большее развитие получает система последипломного образования — аспирантура, докторантура, получение второй специальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки и т. п. Здесь тоже много интересных для социологии вопросов: например, по данным социологов, до 60 % выпускников вузов меняют свою профессию по самым различным причинам.