Особую позицию в современной социологии занимает немецкий теоретик Никлас Луман (род. в 1927). Его концепция отличается чрезвычайно высокой степенью абстракции, системно-теоретическим подходом к социологии. Помимо социологии, в сферу научных интересов
Н. Лумана входят право, политика, искусство и религия. Н. Луман выделяет три этапа в развитии системно-теоретического подхода:
Согласно Луману, социальные системы представляют собой системы смысловой коммуникации, причем коммуникация воспроизводит саму себя. Понимая общество как систему, которая описывает саму себя, Луман занимается исторической семантикой европейского общества.
Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.
Античность
В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.
{{Устройство жизни}}
{{История социологии}}
Средние века
В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия.
Эпоха Возрождения
Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.
Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.
{{Возникновение социологии}}
Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760-1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.
{{Социология Сен-Симона}}
Новое время
В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.).
Отличительной особенностью этого периода общественной мысли стала пестрота спектра теорий и концепций. Одной из таких рациональных социальных теорий стала общесоциологическая теория, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Возникновение науки
{{Социология 20 века}}
Итак, социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.
Основоположник
Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798-1857) - французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.
Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.
{{Огюст Конт}}
Классическая социология начала XX в.
{{Классическая социология}}
{{Школы социологии}}
Одним из виднейших представителей социологии, оказавшим влияние на создание классической социологии стал Э. Дюркгейм (1858-1917 гг.). Французский социолог во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта.
В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли - М. Вебер (1864-1920 гг.). Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя.
Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.
{{Социология Дюркгейма}}
{{Социальная солидарность}}
{{Социология Вебера}}
{{Понятие бюрократии}}
{{Социальное действие по Веберу}}
Социология марксизма
{{Марксистская социология}}
Совсем другой, нежели Конт, подход к пониманию общества выдвинул родоначальник марксизма Карл Маркс (1818-1883 гг.). Он совместно с Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.) предложил материалистическую теорию объяснения общества и общественной жизни.
{{Социология Маркса}}
Формальная школа социологии
Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858-1918 гг.).
{{Социология Зиммеля}}
Американская социология
{{Американская социология}}
{{Этапы развития социологии в США}}
Итак, на первом этапе становления социологии (XIX - начало XX вв.) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США.
Если в Европе социологи старались создать универсальные теории, отражающие все аспекты общественной жизни, и использовали для этого общефилософские методы познания, то в США уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований.
Главным предметом этих исследований было изучение процесса социализации людей, большинство из которых были мигрантами из Европы, к новым социальным условиям. Наиболее известным из таких исследований стала работа Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке».
Другим предметом эмпирических социологических исследований в США были проблемы труда и управления. Главным исследователем в этой области стал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 гг.).
Другим исследователем, значительно обогатившим теоретический и эмпирический материал социологии труда и управления, стал Э. Мэйо.
Российская социология
{{Социология в России}}
{{Социологическая мысль России}}
{{Отечественная социология}}
{{Русская социология}}
{{Российская социология}}
{{Русская духовность}}
1-й этап (1860-1900 гг.). Этот период развития социологической мысли связан с концепциями таких мыслителей, как народники, представители субъективной школы, натуралистического направления, психологического направления (Ковалевский, Плеханов).
{{Социология Лаврова}}
{{Социология Михайловского}}
{{Социология Ковалевского}}
2-й этап (1900-1920 гг.). На этом этапе своего развития российская социология проходит процесс институциализации.
{{Социология Данилевского}}
3-й этап (1920-1930-е гг.). На третьем этапе продолжается развитие теоретической социологии.
Именно в этот период начинается научная деятельность одного из виднейших представителей мировой социологической мысли Питирима Александровича Сорокина (1889-1968 гг.).
{{Социология Сорокина}}
4-й этап (с 1950-х гг.). В этот период начинается возрождение интереса к социологии.
Современная социология
{{Современная западная социология}}
{{Современная социология}}
{{Зарубежная социология}}
{{Направления современной социологии}}
{{Феноменологическая социология}}
{{Символический интеракционизм}}
{{Никлас Луман}}
{{Пьер Бурдье}}
{{Энтони Гидденс}}
{{Джордж Каспар Хоманс}}
На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).
{{Герберт Спенсер}}
{{Социология Парсонса}}
В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.
{{Постиндустриализм}}
{{Социология Турена}}
{{Юрген Хабермас}}