Народная культура

Народная (корневая) культура является результатом народного творчества, вырастает из повседневной трудовой деятельности и обыденной жизни.

Для народной культуры характерны синкретические, недифференцированные формы взаимоотношения с миром, которые передаются в процессе непосредственной коммуникации. Ярче всего народная культура представлена фольклором, хотя далеко не исчерпывается им. Ее важнейшей характеристикой является анонимность, отсутствие автора. Так, нет автора у сказок, былин и пословиц, народных песен и плачей; не известны изобретатели топора и колеса, строители ирригационных сооружений древности и т.д. Это позволяет говорить о народной этике, народных инструментах, народном спорте, народной медицине, народной педагогике и т.д. Народная культура передается из поколения в поколение, постоянно пополняясь, обогащаясь и модифицируясь.

Профессиональная культура

Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми в данной сфере деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней, — художниками и скульпторами, учеными и изобретателями, религиозными реформаторами и политическими вождями.

Принадлежность результатов деятельности тому или иному автору строго фиксирована и юридически защищена авторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-либо другим. Как правило, имена этих людей широко известны, а их творения остаются в памяти потомков. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры, — архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные и медицинские общества и т.д.

Сравнение народной и профессиональной культуры

Если народная культура возникла на заре человечества, то культура профессиональная появилась лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического труда. Народная и профессиональная культура по всем параметрам противоположны друг другу, но они дополняют друг друга и продолжают существовать сегодня. Так, в современном обществе наряду с многочисленными профессиональными областями существует непрофессиональная культурная практика в синкретических формах. Классические формы народного творчества (такие, как эпос) ушли в прошлое, однако им на смену пришли малые формы фольклора и постфольклора. Любым формам фольклора присущи стабильность, стереотипность, устойчивость, узнаваемость для всех членов общества — носителей данной традиции. В то же время фольклорный текст (былина, сказка, легенда, песня, танец, обряд) — это динамичность, вариативность, пластичность, импровизационность в конкретной бытовой ситуации, в рамках которой он функционирует в устной традиции, — свадьба, ярмарка, гулянки, посиделки и т.д. Поэтому в народной культуре нет зрителей и слушателей. Все в той или иной мере участвуют в общем действе.

В последнее время предпринимаются попытки сохранить, поддержать и восстановить традиции народной культуры, прежде всего в области народной художественной культуры. Конечно, в наши дни мы гораздо чаше имеем дело с профессиональным творчеством отдельных мастеров или массовым производством, а не с народным творчеством как таковым. Дело в том, что народная культура теряет своего носителя, которым всегда были крестьянство и слободское население. Сегодня интерес к народной культуре проявляют разные группы интеллигенции — любители старины, искусствоведы, художники. Но они, как правило, в своем творчестве воспроизводят лишь отдельные элементы народной культуры и то, что мы сегодня называем народной культурой, это не столько часть актуальной культуры, сколько часть культурного наследия, которая нужна нам, чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства».

0.091 сек.