Основные направления в современной социологии — макросоциология и микросоциология.
Макросоциология
Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длинные процессы, изучает общество как единое целое.
Выделяют следующие основные концепции макросоциологических теорий:
- структурный функционализм;
- теория социального конфликта;
- структурализм;
- теория социокультурной динамики;
- теория социальной структуры.
Структурный функционализм
Исходной точкой теории структурного функционализма (Т. Парсонс) стал принцип системного строения общества.
Все социальные системы обладают набором из четырех основных функций:
- адаптация;
- целедостижение;
- интеграция функции;
- удержание образца.
Адаптация означает, что любая социальная система приспосабливается как к внутренней ситуации, так и к изменению внешней среды. Смысл целедостижения заключается в том, что система определяет цель и достигает ее. Интеграция функции подразумевает, что система включает новые образования. Удержание образца означает, что социальная система создает, совершенствует, обновляет мотивацию индивида, образцы поведения, культурные принципы.
Чтобы выжить, система должна обладать единым языком и принципами общения среди своих участников. Таковы условия существования любой социальной системы.
Теория социального конфликта
Теория социального конфликта (Р. Дарендорф) имеет следующие основания:
- в любом обществе существует господство, подчинение, подавление одних людей другими;
- интересы: людей объединяет в группу некий набор общих интересов, и интересы одной группы отличны от интересов другой группы и даже противоположны им;
- когда люди осознают общие интересы, то они могут организоваться в общественный класс;
- классовые конфликты обостряются, если власть сосредоточена в руках немногих, а остальные лишены самой возможности ее получения.
Структурализм
Для структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко) характерно стремление к раскрытию моделей, структур, лежащих в основе культурных и социальных явлений.
Теория социокультурной динамики (П. Сорокин) указывает на связь и общую динамику развития социальных и культурных систем.
В теории социальной структуры рассматриваются:
- социальный статус (положение индивида относительно других людей в иерархически организованной дифференциации людей);
- социальный слой (объединение индивидов с одинаковым социальным статусом);
- социальный институт (комплекс норм и правил, регулирующих взаимодействие между различными социальными слоями);
- социальная структура (совокупность упорядоченных, устойчивых отношений между социальными слоями, регулируемая социальными институтами).
Микросоциология
Исследователи, работающие в ключе микросоциологии, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии — интеракциях.
Разработаны следующие основные микросоциологические теории:
- теория социального обмена;
- интеракционизм;
- социальная феноменология;
- этнометодология.
Теории социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау) утверждают, что социальная система возникает в результате индивидуального взаимодействия, понимаемого как обмен, в основе которого лежат открытые бихевиористами психологические закономерности.
Основным источником вознаграждения (подкрепления) считается другой человек (группа), а само вознаграждение понимается очень широко (включая любые услуги, внимание, улыбку и т. д.).
Интеракционизм (Д. Г. Мид) — методологический подход, объединяющий несколько различных направлений в общественных науках (символический интеракционизм, социальный конструктивизм, этнометодология).
Основываясь на философской феноменологии Э. Гуссерля, А. Шюц предложил микросоциологический подход — социальную феноменологию: ученый наблюдал за тем, как обычные члены общества создают и воссоздают мир, в котором они живут (свой жизненный мир).
Этнометодология — направление в социологии, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической (Г. Гарфинкель): данный подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. В рамках этнометодологической парадигмы сформулирована теорема Томаса: если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.
Во всех макросоциологических моделях индивидуальные черты личности во внимание не принимаются. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма «человек — общество», адекватных синтетических попыток пока не предпринято.