Основные направления современной социологии

Основы социологии

Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.

Античность

В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.

{{Устройство жизни}}

{{История социологии}}

Средние века

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия.

Эпоха Возрождения

Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.

Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.

{{Возникновение социологии}}

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760-1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.

{{Социология Сен-Симона}}

Новое время

В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.).

Отличительной особенностью этого периода общественной мысли стала пестрота спектра теорий и концепций. Одной из таких рациональных социальных теорий стала общесоциологическая теория, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Возникновение науки

{{Социология 20 века}}

Итак, социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.

Основоположник

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798-1857) - французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.

Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.

{{Огюст Конт}}

Классическая социология начала XX в.

{{Классическая социология}}

{{Школы социологии}}

Одним из виднейших представителей социологии, оказавшим влияние на создание классической социологии стал Э. Дюркгейм (1858-1917 гг.). Французский социолог во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта.

В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли - М. Вебер (1864-1920 гг.). Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя.

Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

{{Социология Дюркгейма}}

{{Социальная солидарность}}

{{Социология Вебера}}

{{Понятие бюрократии}}

{{Социальное действие по Веберу}}

Социология марксизма

{{Марксистская социология}}

Совсем другой, нежели Конт, подход к пониманию общества выдвинул родоначальник марксизма Карл Маркс (1818-1883 гг.). Он совместно с Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.) предложил материалистическую теорию объяснения общества и общественной жизни.

{{Социология Маркса}}

Формальная школа социологии

Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858-1918 гг.).

{{Социология Зиммеля}}

Американская социология

{{Американская социология}}

{{Этапы развития социологии в США}}

Итак, на первом этапе становления социологии (XIX - начало XX вв.) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США.

Если в Европе социологи старались создать универсальные теории, отражающие все аспекты общественной жизни, и использовали для этого общефилософские методы познания, то в США уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований.

Главным предметом этих исследований было изучение процесса социализации людей, большинство из которых были мигрантами из Европы, к новым социальным условиям. Наиболее известным из таких исследований стала работа Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке».

Другим предметом эмпирических социологических исследований в США были проблемы труда и управления. Главным исследователем в этой области стал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 гг.).

Другим исследователем, значительно обогатившим теоретический и эмпирический материал социологии труда и управления, стал Э. Мэйо.

Российская социология

{{Социология в России}}

{{Социологическая мысль России}}

{{Отечественная социология}}

{{Русская социология}}

{{Российская социология}}

{{Русская духовность}}

1-й этап (1860-1900 гг.). Этот период развития социологической мысли связан с концепциями таких мыслителей, как народники, представители субъективной школы, натуралистического направления, психологического направления (Ковалевский, Плеханов).

{{Социология Лаврова}}

{{Социология Михайловского}}

{{Социология Ковалевского}}

2-й этап (1900-1920 гг.). На этом этапе своего развития российская социология проходит процесс институциализации.

{{Социология Данилевского}}

3-й этап (1920-1930-е гг.). На третьем этапе продолжается развитие теоретической социологии.

Именно в этот период начинается научная деятельность одного из виднейших представителей мировой социологической мысли Питирима Александровича Сорокина (1889-1968 гг.).

{{Социология Сорокина}}

4-й этап (с 1950-х гг.). В этот период начинается возрождение интереса к социологии.

Современная социология

{{Современная западная социология}}

{{Современная социология}}

{{Зарубежная социология}}

{{Направления современной социологии}}

{{Феноменологическая социология}}

{{Символический интеракционизм}}

{{Никлас Луман}}

{{Пьер Бурдье}}

{{Энтони Гидденс}}

{{Джордж Каспар Хоманс}}

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

{{Герберт Спенсер}}

{{Социология Парсонса}}

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.

{{Постиндустриализм}}

{{Социология Турена}}

{{Юрген Хабермас}}

Основные направления в современной социологии — макросоциология и микросоциология.

Макросоциология

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длинные процессы, изучает общество как единое целое.

Выделяют следующие основные концепции макросоциологических теорий:

  • структурный функционализм;
  • теория социального конфликта;
  • структурализм;
  • теория социокультурной динамики;
  • теория социальной структуры.

Структурный функционализм

Исходной точкой теории структурного функционализма (Т. Парсонс) стал принцип системного строения общества.

Все социальные системы обладают набором из четырех основных функций:

  • адаптация;
  • целедостижение;
  • интеграция функции;
  • удержание образца.

Адаптация означает, что любая социальная система приспосабливается как к внутренней ситуации, так и к изменению внешней среды. Смысл целедостижения заключается в том, что система определяет цель и достигает ее. Интеграция функции подразумевает, что система включает новые образования. Удержание образца означает, что социальная система создает, совершенствует, обновляет мотивацию индивида, образцы поведения, культурные принципы.

Чтобы выжить, система должна обладать единым языком и принципами общения среди своих участников. Таковы условия существования любой социальной системы.

Теория социального конфликта

Теория социального конфликта (Р. Дарендорф) имеет следующие основания:

  • в любом обществе существует господство, подчинение, подавление одних людей другими;
  • интересы: людей объединяет в группу некий набор общих интересов, и интересы одной группы отличны от интересов другой группы и даже противоположны им;
  • когда люди осознают общие интересы, то они могут организоваться в общественный класс;
  • классовые конфликты обостряются, если власть сосредоточена в руках немногих, а остальные лишены самой возможности ее получения.

Структурализм

Для структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко) характерно стремление к раскрытию моделей, структур, лежащих в основе культурных и социальных явлений.

Теория социокультурной динамики (П. Сорокин) указывает на связь и общую динамику развития социальных и культурных систем.

В теории социальной структуры рассматриваются:

  • социальный статус (положение индивида относительно других людей в иерархически организованной дифференциации людей);
  • социальный слой (объединение индивидов с одинаковым социальным статусом);
  • социальный институт (комплекс норм и правил, регулирующих взаимодействие между различными социальными слоями);
  • социальная структура (совокупность упорядоченных, устойчивых отношений между социальными слоями, регулируемая социальными институтами).

Микросоциология

Исследователи, работающие в ключе микросоциологии, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии — интеракциях.

Разработаны следующие основные микросоциологические теории:

  • теория социального обмена;
  • интеракционизм;
  • социальная феноменология;
  • этнометодология.

Теории социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау) утверждают, что социальная система возникает в результате индивидуального взаимодействия, понимаемого как обмен, в основе которого лежат открытые бихевиористами психологические закономерности.

Основным источником вознаграждения (подкрепления) считается другой человек (группа), а само вознаграждение понимается очень широко (включая любые услуги, внимание, улыбку и т. д.).

Интеракционизм (Д. Г. Мид) — методологический подход, объединяющий несколько различных направлений в общественных науках (символический интеракционизм, социальный конструктивизм, этнометодология).

Основываясь на философской феноменологии Э. Гуссерля, А. Шюц предложил микросоциологический подход — социальную феноменологию: ученый наблюдал за тем, как обычные члены общества создают и воссоздают мир, в котором они живут (свой жизненный мир).

Этнометодология — направление в социологии, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической (Г. Гарфинкель): данный подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. В рамках этнометодологической парадигмы сформулирована теорема Томаса: если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Во всех макросоциологических моделях индивидуальные черты личности во внимание не принимаются. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма «человек — общество», адекватных синтетических попыток пока не предпринято.