В реальной политической жизни демократии очень разнообразны, поэтому для лучшего понимания специфики конкретных форм демократии как способа политического управления их можно свести к нескольким типам, на основе которых можно построить модели демократии. Модели демократии — это когнитивные аналоги реальных демократий, типизированных по определенным параметрам, выбираемым исследователем самостоятельно с учетом базовых признаков демократии и реальной практики их функционирования.
В зависимости от формы реализации народовластия выделяют такие модели, как непосредственная (прямая) и представительная демократии.
Прямая демократия — форма народовластия, связанная с непосредственным правотворчеством народа, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами
Представительная демократия — форма народовластия, при которой граждане принимают опосредованное участие в государственном управлении через различные представительные органы государственной власти, избранные народом.
Кроме этого, в современной политической науке выделяют следующие модели демократии:
- в зависимости оттого, чья воля (индивида, социальной группы или всего народа) лежит в основе государственной власти, — либеральную; плюралистическую; коллективистскую модели;
- в зависимости от того, кто (народ или его представители) осуществляет государственная власть, — идентитарную и репрезентативную модели.
Либеральная
Либеральная модель демократии характеризуется следующими признаками:
- признание личности источником власти;
- приоритет прав личности над правами государства;
- ограничение власти большинства над меньшинством;
- разделение властей в государстве;
- отношение к государству как к органу охраны прав граждан;
- ограничение государственного регулирования рыночной экономики.
В качестве достоинств этой модели можно назвать: создание гарантий для свободы личности, предотвращающих всякое подавление ее государством; опора на верховенство права и всеобщее равенство перед ним; подотчетность органов государственной власти перед народом, что снижает уровень коррупции в органах государственной власти.
К недостаткам либеральной модели демократии можно отнести:
- сосредоточение реальной власти в руках небольшой группы представителей, склонность к олигархии, или «плутократии»;
- невнимание к роли социальных групп как главных субъектов политической жизни общества;
- недооценку роли государства в регулировании социально-экономических процессов; недостаточное внимание к проблемам социальной справедливости и социального равенства.
Современная либеральная модель демократии не отрицает необходимости государственного участия во многих сферах жизнедеятельности общества, но при условии ограничения масштабов его вмешательства, прежде всего в экономической области. В иерархии ценностей этой модели демократии приоритет принадлежит свободе, поэтому в ее рамках постоянно воспроизводятся противоречия между свободой и справедливостью, свободой и равенством.
Плюралистическая
Плюралистическая модель демократии характеризуется следующими признаками:
- признание групп со своими интересами центральным компонентом политической системы;
- формирование общей воли народа в результате соперничества групповых интересов на основе компромиссов;
- признание соперничества групповых интересов основой демократии и ее динамики;
- определение группового интереса как генератора политики;
- понимание множественных элит как проводников влияния масс на политику;
- значительное расширение (в отличие от либеральных теорий) сферы деятельности государства как органа, ответственного за равновесие групповых интересов во всех сферах общественной жизни и поддержание социальной справедливости;
- распыление власти и правящей элиты между центрами политического влияния — органами государства, партиями, группами интересов.
Достоинствами плюралистической модели демократии можно назвать признание того, что в современном обществе именно в группах и межгрупповых отношениях формируются интересы, ориентации и мотивы политической деятельности индивидов. Каждый человек включен в многие группы — семейную, этническую, профессиональную и др. С помощью группы индивид получает возможность выражения и защиты своих интересов. Наличие многочисленных групп и борьба между ними за политическое влияние способны предотвратить узурпацию власти одной из них. В рамках плюралистической модели демократии, с одной стороны, сохраняются ценности либеральной демократии, а с другой — обеспечивается баланс сил между конфликтующими группами интересов, исключающий возникновение монополии на власть одной из них.
К недостаткам такой модели демократии можно отнести:
- преувеличение значимости групповой идентификации людей и участия граждан в группах интересов; доминирование группового представительства интересов, в результате чего гражданину отводится пассивная роль, что может привести к появлению государства «политических зрителей»;
- игнорирование неравенства политического влияния различных групп интересов на органы государственной власти, прежде всего приоритетного влияния на власть бизнеса, бюрократии, профсоюзов, военно-промышленного комплекса;
- углубление противоречия между социальным равенством и свободой (ограничение свободы), что проявляется в поддержке одних групп населения за счет ущемления интересов других групп, нарушениях прав человека, прежде всего права на частную собственность и предпринимательство;
- отсутствие в обществе единых, базовых для всех социальных групп идеалов и ценностей, что зачастую превращает межгрупповые различия в непреодолимое препятствие для принятия государственных решений.
Коллективистская
Коллективистская модель демократии имеет такие черты:
- отрицание автономии личности, понимание ее как части единого общественного организма;
- понимание народа как однородного целого, лишенного конфликта интересов и имеющего общую волю, выражаемую непосредственно самими гражданами;
- неограниченная власть большинства над меньшинством.
В реальной политической жизни существовали разновидности этой модели демократии:
- античная демократия, характеризуемая отождествлением народа с большинством; неограниченной властью большинства над меньшинством; беззащитностью индивида перед государством. В свое время древнегреческий философ предостерегал о возможности вырождения такой демократии во власть толпы — охлократию, которая представляет собой тиранию толпы;
- социалистическая демократия, характеризуемая подменой народа рабочим классом; руководящей ролью коммунистической партии как авангарда народа; имитацией выборов в органы государственной власти; отрицанием частной собственности. Политическая практика показала «склонность» социалистической модели демократии к тоталитаризму в различных его вариантах.
Идентитарная
Идентитарная (от лат. identicus — тождественный, одинаковый) модель демократии в настоящее время отсутствует, к ней можно отнести реальные демократии, существовавшие в прошлом, например античную демократию и новгородскую республику, где все граждане непосредственно, на равных условиях участвовали в решении государственных проблем.
Репрезентативная
Репрезентативная (от фр. representant — представитель) модель демократии характеризуется следующими признаками:
- участие граждан в управлении государством через своих представителей;
- передача гражданами законотворческих и контрольных функций представительным органам государственной власти;
- выборный характер высших органов государственной власти.
К разновидностям этой модели демократии можно отнести партиципаторную модель демократии и элитарную.
Партиципаторная модель демократии предполагает: активное участие граждан в политической жизни, прежде всего в выборах своих представителей; принятие важнейших политических решений на референдумах; непосредственное участие граждан в осуществлении этих решений и контроле за их выполнением.
Достоинства такой демократии связаны с тем, что ее главная цель состоит во всесторонней демократизации общества и самореализации личности в политической жизни. Это позволяет обеспечить максимальный учет в политике интересов большинства и прочную легитимацию государственной власти.
К недостаткам партиципаторной демократии можно отнести:
- преувеличение возможности и роли различных форм непосредственного участия граждан в политическом управлении;
- низкую эффективность этих форм при принятии решений общенационального характера, за исключением референдумов по наиболее фундаментальным вопросам государственного устройства;
- абсолютизацию идеи общего интереса, которая таит в себе угрозу тирании большинства, оставляет открытыми проблемы автономии личности, свободы индивидуальности, добровольности участия или неучастия в политической жизни общества.
Элитарная демократия является формой и способом правления политических элит и предполагает свободное соперничество различных элитарных групп и их представителей в борьбе за власть, за голоса избирателей, а также возможность контроля граждан за деятельностью политической элиты во время выборов и влияния на ее состав.
Достоинства такой демократии заключаются:
- во всесторонней профессионализации управленческой деятельности в государстве, что позволяет эффективно решать текущие проблемы и достигать стратегически значимых целей;
- в обеспечении постоянной смены политических элит, что повышает их политическую ответственность при решении общественно значимых проблем и способствует рекрутированию новых членов политической элиты из неэлитарных слоев общества.
Недостатки элитарной демократии обусловлены тем, что она:
- обосновывает необходимость ограничения непосредственного участия граждан в управлении обществом и государством;
- признает политическую элиту главным носителем демократических ценностей;
- снимает с граждан ответственность за принятие политических решений и ведет к потере ими интереса к политике и соответственно к политической индифферентности (от лат indifferens — безразличный).