В начале ХХ в. появляется само понятие «культурная динамика», которую ввел в научный оборот П. А. Сорокин. Под динамикой культуры стали понимать не только развитие, но и любое изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих ее компонентов, стадиальность, направленность к какому-либо состоянию.
Модели (формы) динамики культуры
В процессе изучения динамики культуры ученые выявили несколько ее моделей или форм.
Циклическая модель. Исторически первые представления о динамике культуры в форме временного круга (цикла) возникли еще в Древнем мире. Они основывались на идее круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также на периодическом повторении явлений в природе.
Первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики принадлежит Гесиоду. Согласно его взглядам, вся история человечества разделяется на четыре эпохи — золотой, серебряный, медный и железный века — и представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Для каждой эпохи характерно свое состояние культуры. В золотой век человек уподоблялся богам, в мире царили любовь, равенство, все необходимое люди получали от природы. К железному веку человек приходил с полным забвением моральных регуляторов, войной всех против всех, потерей связи поколений, утратой гармонии с природой.
Конечным моментом развития становился кризис, связанный обычно с бунтом природы против человека. Кризис не приводил к окончательному краху культуры, он возвращал ее к исходной точке, с которой начинался новый цикл развития. Такие циклы повторялись бесконечно.
Инверсия. Является вариантом циклической модели культуры, при которой совершаются маятниковые колебания от одного полюса культурных ценностей к другому. Такого рода перепады возникают, если в культуре не сложилось прочное ядро или структура. Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды — от нескольких лет до нескольких веков, происходить в разные времена и в разных обществах.
Линеарная модель. Она основана на одной из основополагающих парадигм христианства — стреле времени, вводящей понятия начала и конца истории (сотворение мира — страшный суд — конец света). В рамках этой модели впервые были поставлены проблемы прогресса, смысла и цели культурного развития.
Девиантная модель. Она может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева: ствол — общие культурные черты, развивающиеся посредством межкультурного взаимодействия, ветви — отдельные культуры, приспосабливающиеся к характерным условиям своей природной среды.
Волновая модель. Культура развивается на основе сочетания малых циклов (3-5 лет) со среднесрочными (7-11 лет) и большими (50 лет). Фаза подъема связана с внедрением новых средств труда, увеличением числа работающих, что сопровождается оптимистическими настроениями в обществе, сбалансированным развитием культуры. Спад вызывает рост безработицы, угнетенное состояние многих отраслей промышленности и упадок культуры.
Синергетическая модель. С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит два этапа:
На первом этапе осуществляется Плавное эволюционное развитие системы, с предсказуемыми результатами, с возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия.
На втором этапе происходит скачок, после которого система находится в точке бифуркации (ветвления). После ее перехода система не может вернуться в прежнее состояние.
Типы динамики культуры
Динамика культуры может материализовываться в нескольких типах:
- Смена духовных стилей, художественных направлений, ориентаций и мод. Происходят территориальные перемены центров активной культурной деятельности;
- Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами. Это формирование новых жанров и видов искусства, создание научных направлений, вызванных как творческим процессом, так и внешним влиянием.
- Культурный застой как состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений.
- Упадок и деградация культуры, связанные с ослаблением и устареванием каких-то ее элементов.
- Кризис культуры, как разрыв между разрушенными прежними духовными структурами, институтами и формирующимися новыми, отвечающими требованиям меняющегося общества. Пример: кризис российского кинематографа в постсоветский период нашей истории.
- Преобразование, или трансформация культуры — появление нового состояния, возникшего под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через осмысление исторического наследия или придание нового смысла устоявшимся традициям, а также через заимствование. Результатом трансформации становится целостный органический синтез старого и нового.
Факторы культурной динамики
Природный фактор.
Фактор взаимодействия культур и культурных систем. Происходит аккультурация — усвоение элементов чужой культуры, приспособление к ней. Она может носить прямой (через непосредственное влияние носителей передаваемых элементов культуры на окружающих людей) или косвенный характер (через воздействие СМИ, потребляемые товары, рекламу, учебные заведения и т.д.). Аккультурация зависит от множества факторов: степени интенсивности контактов, готовности общества к усвоению инородных элементов культуры, условий контактов.
Фактор пространственного размещения культурных центров. Он подчеркивает значимость связей, коммуникативных сетей, по которым распределяются и перемещаются материальные, социальные ресурсы, распространяются различные идеи.
Фактор социальных институтов и социальной активности.
Фактор структурных связей в культуре.
Фактор рациональных изменений и управленческой активности — поддержка социально незащищенных слоев, развитие системы образования, стимулирование научной работы, сохранение музейного, архивного и библиотечного дела.
Фактор индивидуальной активности. В соответствии с ним человек может влиять на изменения культуры, включаясь в некоторые социальные действия и механизмы, стимулируя или тормозя их проявления. Первый тип социального механизма связан с целеполаганием в индивидуальной жизнедеятельности человека. Второй способ влияния связан с его индивидуальной творческой активностью, которой он занимается в рамках своей профессии. Третий способ влияния человека на культурную динамику связан с идеей гениальности человека в той или иной области.
