Понятие
Для того чтобы воздействовать на личность, необходимо четко представлять общий процесс становления личности, его факторы и стадии. Процесс становления личности часто называют социализацией, так как в его осуществлении большую роль играют различные общественные организации и институты.
Социализация — многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды.
Социализация предполагает формирование интеллектуальных, социальных и физических навыков.
Социализация — процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок.
Различают следующие основные цели социализации:
- взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;
- сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.
Каковы же устойчивые черты процесса социализации?
Этот процесс включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:
- пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:
- активную форму, проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.
Этапы
Эти формы социализации личности проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа:
- дотрудовой — детство, юность;
- трудовой — зрелость:
- послетрудовой — старость.
От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.
Механизм социализации личности
На всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.
1. Механизм идентификации, т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной. Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.
2. Механизм самопознания, идентификации находится в тесной связи с другим важнейшим механизмом формирования психики личности — это механизм взаимодействия, общения людей, который является важнейшим родовым качеством человека. О способах влияния этого механизма на становление психики людей речь пойдет далее.
Хотя в психологии существует множество определений личности, тем не менее все психологи признают, что личность является результатом развития психики индивидуума, прошедшей через все указанные этапы, уровни и механизмы.
Современная наука при описании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей в себя следующие компоненты: темперамент; характер; направленность; способности; волевые качества; эмоции; мотивации.
Эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности. выражают ее индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях.
Этапы социализации
Основные этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида и подразделяются на первичную и вторичную социализацию.
Первичная (ранняя) социализация связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.
Особый этап ранней социализации — подростковый возраст.
Вторичная социализация — это социализация профессиональная, а также период, связанный с включением индивида в систему общественного разделения труда. Профессиональная социализация связана с овладением специальными знаниями и навыками, приобщением к определенной субкультуре. Включение индивида в систему общественного разделения труда предполагает адаптацию в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.
Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к возникновению необходимости ресоциализации: усвоения новых знаний, ценностей вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).
Этап пенсионного возраста, или утери трудоспособности, характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.