Под массовой коммуникацией подразумевается процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств — печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате которых сообщение поступает сразу к большим группам людей.
Массовая коммуникация стала необходимым элементом взаимодействия людей, групп, институтов, государств, в ходе которого осуществляются передача и взаимопередача информации, оценок, значений, смыслов, ценностей, чувств и т.п. Ныне без нее невозможно не только конституирование различных институтов, организаций и проч., но и кажется немыслимым само существование общества как такового. Поскольку коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, целесообразно определить ее основное содержание. Коммуникация — это:
- передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов — слов, картин, графиков и др.;
- процесс, связывающий отдельные части мировой цивилизации;
- процесс, позволяющий сделать общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких;
- механизм, посредством которого реализуется власть.
В структуре процесса коммуникации обычно выделяют пять основных элементов:
- коммуникатор — кто? передает сообщение;
- сообщение — что? передается;
- канал — как? осуществляется передача;
- аудитория — кому? направлено сообщение;
- эффективность — с каким эффектом?
Массовая коммуникация выполняет следующие основные функции:
- наблюдение за окружающим миром — информирование о происходящих событиях;
- интерпретация событий и обеспечение взаимодействия структур общества с целью решения различных проблем;
- передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение);
- развлечение.
Воздействие массовой коммуникации может быть как позитивным, так и негативным, а иногда тем и другим одновременно. Например, информация о стихийном бедствии или военном столкновении не только позволяет адекватно отреагировать и сохранить по возможности человеческие жизни, но одновременно способна вызвать панику и массовую истерию. Аналогичным образом любая интерпретация и обсуждение событий, предоставляя широкие возможности стабильного и свободного развития, в состоянии порождать конформизм и пассивность.
Сплоченность общества, достигаемая утверждением и распространением культурных норм и образцов при помощи массовой коммуникации, имеет своей оборотной стороной доминирование массовой культуры и уменьшение культурного разнообразия. Развлекательная функция массовой коммуникации обеспечивает людям отдых, восстановление сил, но одновременно культивирует стремление к примитивным удовольствиям.
Основными вопросами, на которые стремятся ответить исследователи, являются следующие: какое воздействие массовая коммуникация оказывает на сознание и общую культуру населения? Насколько объективно отражают СМИ происходящие в мире события?