Новое время в истории Западной Европы охватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в этот период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне самостоятельным. XVII век стал началом коренных изменений в мировой истории. XVIII век известен прежде всего как эпоха Просвещения.
XVII столетие с полным правом можно назвать судьбоносным. В этом оно существенно отличается от Возрождения, хотя и является прямым его продолжением. Несомненно, роль Возрождения в последующем развитии западного мира огромна. Тем не менее основной пафос Ренессанса был направлен на отрицание Средневековья. В этом смысле Возрождение означало прежде всего революцию в сознании.
В эпоху Средневековья главной и по сути единственной реальностью был Бог, который в своем абсолютном бытии как бы растворял и поглощал бытие природы и человека. Возрождение радикальным образом изменило ситуацию. Оно вновь восстановило, реабилитировало и утвердило существование природы и человека. Природа теперь перестает быть всего лишь символом, знаком или даже просто намеком на более глубокую реальность, каковой является Бог, и вновь — как в эпоху Античности — становится действительной реальностью, подчиняющейся своим собственным законам.
Еще больше повезло человеку. В эпоху Ренессанса происходит невиданное возвышение и самоутверждение человека. Однако это самоутверждение происходит главным образом в сознании и самосознании. В практическом смысле оно имеет место прежде всего в религии и искусстве. В религии его результатом становится протестантизм, который действительно представляет собой религию нового времени и нового человека. Однако и здесь возникшее движение Контрреформации, перешедшее в религиозную войну, существенно ограничило масштабы распространения новой религии.
Самые большие и глубокие изменения произошли в искусстве. Именно в нем идеалы и ценности гуманизма получили наиболее полное практическое воплощение. В деле возвышения и прославления человека искусство Возрождения не знает себе равных.
В социально-политической области результаты были менее значительными. Происшедшая в Нидерландах революция (1566-1609) хотя и стала первой успешной буржуазной революцией, но имела локальное значение, поскольку появившаяся в ее результате Голландская республика смогла утвердиться лишь на части территории Нидерландов — в северных провинциях.
В целом в эпоху Ренессанса преобладал художественно-эстетический, эмоционально-поэтический взгляд на человека и мир, на отношения между ними. Человек воспринимался как существо совершенное и свободное, а его отношения с миром виделись бесконфликтными и гармоническими. Однако когда в XVI в. в жизнь людей вторглись крестьянские, религиозные и национально-освободительные войны, эпидемии чумы, голод и другие бедствия, в их воззрениях произошли глубокие сдвиги. Прежний оптимизм уступил место глубокому разочарованию, пессимизму и трагизму. Ярким свидетельством тому является творчество У. Шекспира, его поворот от комедии к трагедиям.
XVII век — в отличие от своего предшественника — оказался гораздо более спокойным. В нем также имели место большие потрясения, главными из которых стали Английская буржуазная революция (1640-1660: 1688-1689) и Тридцатилетняя война (1618-1648). Однако в целом его можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым и новым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуазным индивидуализмом. наукой и искусством. Вместе с тем во всех областях жизни происходят важные события, идут глубинные процессы и утверждаются тенденции, которые будут определять все последующее развитие западного мира.
В социально-политической области, с одной стороны, наблюдается заметное усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего большинства европейских стран. Поэтому XVII в. часто называется эпохой абсолютизма. В то же время возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу. Об этом свидетельствует эволюция Англии, которая в XVII столетии прошла три стадии. В первой половине века она была абсолютной монархией, затем стала буржуазной республикой. А после 1689 г. хотя и стала по форме вновь монархией, но по сути укрепилась как буржуазно-капиталистическая страна.
Еще более показательным примером была буржуазная Голландия, которая в XVII в. стала настолько сильной и могущественной, что увядающая монархическая Испания уже не помышляла о восстановлении над ней своего прежнего господства. Даже во Франции, являвшейся классической формой абсолютной монархии, последняя была далеко не абсолютной, поскольку королевская власть в своей борьбе с феодальной аристократией вынуждена была опираться на буржуазию.
Не менее важные и сложные процессы идут в культуре. Прежде всего XVII в. стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны. Италия при этом уступает свои ведущие позиции в культуре Франции. В течение примерно трех столетий — с середины XVII в. и до середины XX в. — Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилетней войны Франция приобрела политическую гегемонию в западном мире.
Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. Активную роль в этом процессе играет европейская культура. В целом же в XVII в. Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток — прежде всего Китай.
Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятельной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутверждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. Наиболее сложными и противоречивыми они оказались для религии.
На первый взгляд, роль и значение религии и Церкви в XVII в. выросли. Усилилось также религиозное чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя.
Однако при ближайшем рассмотрении следует признать, что это усиление было относительным — лишь по сравнению с эпохой Ренессанса. В целом же возникшая еще в позднем Средневековье и резко возросшая в эпоху Возрождения тенденция к секуляризации сохранилась, хотя и несколько ослабла. Ее сохранению способствовали многие факторы. Прежде всего сам раскол католицизма и появление протестантизма в различных его формах. Возникший религиозный плюрализм вел к разъединению людей, к ослаблению их единства, а вместе с этим — к ослаблению религиозного чувства. В том же направлении действовала дифференциация культуры, благодаря которой все области культуры становились независимыми прежде всего по отношению к религии. Религия при этом утрачивала роль универсального, всепроницаюшего и объединяющего начала. Она становилась в один ряд с другими явлениями культуры. Ее теснили набиравшие силу национальный и политический факторы.
Об ослаблении религиозного фактора свидетельствует тот факт, что в Тридцатилетнюю войну возникали союзы, которым не мешала противоположная религиозная принадлежность: для борьбы с кальвинистской Голландией католическая Франция объединялась с протестантской Англией. Принадлежность Франции и Австрии к католицизму не мешала им воевать между собой.
Несколько умерила свою активность инквизиция. XVI в. она закончила сожжением Д. Бруно. В XVII в. она хотя и запретила учение Н. Коперника, но этот запрет действовал временно — с 1616 г. по 1628 г. Инквизиция также совершила суд над Г. Галилеем (1633). однако до костра дело не дошло.
Наконец, в XVII в. была подвергнута основательному сомнению и опровержению идея о божественном происхождении власти. Английский философ Т. Гоббс выдвинул концепцию, согласно которой государство является не божественным порождением, а результатом сознательного договора между людьми.
Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. Наиболее благоприятными они оказались для науки.
См.также: Искусство Нового времени
Театр в XVII в.
XVII столетие стало «золотым веком» театра. В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы которого ставятся в известном театре «Глобус».
Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой этого театра считается Лопе де Вега (1562-1635). написавший около 200 пьес, из которых наиболее известной в наши дни является «Собака на сене». Выдающимся представителем испанского барокко стал Педро Кальдерой (1600-1681), создавший интересные произведения в разных жанрах — комедию «С любовью не шутят», драму «Стойкий принц», а также философскую драму «Жизнь есть сон», посвященную нравственной силе человека.
Стиль классицизма представляет французский театр, также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспечили три великих имени: П. Корнель (1606-1684), Ж. Расин (1639-1699), Ж.Б. Мольер (1622-1673).
Трагикомедия Корнеля «Сид», раскрывающая конфликт чувства и долга, означала утверждение классического стиля. Трагедии Расина «Британика», «Федра» и др. также посвящены теме торжества нравственного долга над чувствами. Мольер был не только великим драматургом, но и актером и режиссером. Он создал жанр социаль- но-бытовой комедии. Мольер оказал огромное влияние на развитие мировой драматургии и театра. Многие его пьесы — «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Скупой» и др. — идут в театрах и в наши дни. В 1680 г. в результате слияния театров Расина и Мольера возник известный театр «Комеди франсез», ставший признанной школой актерского и режиссерского искусства.
В целом XVII столетие стало действительно поворотным и судьбоносным. Оно явилось временем научной революции, временем выбора человечеством современного, научно-технического пути развития. Оно стаю также эпохой невиданного подъема и расцвета художестве иной культуры.
