Понятие
Что же такое социальная мобильность? Термин «социальная мобильность» был введен в научный оборот П.А. Сорокиным в его книге «Социальная мобильность» (1927 г.).
Социальная мобильность — любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».
Таким образом, Сорокин дал расширительную трактовку понятия — не только как процесса перехода отдельных лиц и семей из одних социальных групп и слоев в другие, но как любое социальное перемещение индивида или социальной группы. В дальнейшем западные ученые сосредоточились на вопросах перемещения из одних социальных слоев в другие, т.е. связали этот процесс с явлением стратификации, что позволяло более рационально применять теорию к анализу общества и социальных процессов в нем.
Типы
П. Сорокин выделяет два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства, работы и т.д. При этом индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса.
Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).
В зависимости от повышения или понижения статуса индивида или группы в обществе различают восходящую и нисходящую социальную мобильность. Восходящая профессиональная, экономическая или политическая мобильность существует в двух основных формах: как индивидуальный переход индивидов из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением этих групп в высший слой рядом с уже существующими там группами (или вместо них).
Нисходящая мобильность также существует в двух формах: как выталкивание отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижение социальных статусов целой группы. По образному выражению П. Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй — корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Примером второй формы нисходящей мобильности может служить современное падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая десятилетия назад занимала весьма высокие позиции в советском обществе.
Характеристики мобильности
Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. По определению Сорокина, под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт — экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, — должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней.
Интенсивность мобильности — это количество индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Количество таких индивидов в какой-либо социальной общности показывает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности характеризует относительную мобильность.
Например, если мы будем учитывать количество индивидов в возрасте до 30 лет, получивших высшее образование и занявших определенные должности, то речь пойдет об абсолютной интенсивности вертикальной мобильности в данной возрастной категории. Если мы будем рассматривать отношение количества указанных лиц к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь уже пойдет об относительной социальной мобильности в вертикальном направлении. Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: общей суммой мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемешаться между социальными позициями.
Сумма мобильности какого-либо общества зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности перемещаться из одного статуса в другой.